В столице открылась выставка-продажа элитных яхт и катеров. Московское бот-шоу проводится вслед за знаменитым дюссельдорфским. По масштабу они пока не равноценны, но самые знаменитые фирмы-производители в Россию приехали, хотя в условиях кризиса не особо рассчитывают на покупателей.

Ни одной Feretti или Princess: "Москоу боат шоу" по сравнению с прошлым годом заметно уменьшилось в размерах. Да и посетителей немного. Кто-то откровенно скучает, некоторые для приличия расспрашивают продавцов о новинках, и лишь единицы всерьез заинтересованы купить красавицу-яхту: "У нас 35 метров. Стальная. Мы просто так на выставку заехали". К февралю – обычно самому горячему месяцу, когда верфи засыпают заказами, – рынок дорогих, но маленьких, лодок накрыл полный штиль.

Всех гостей, прежде чем они взойдут на палубу любого катера и любой яхты, здесь настоятельно просят разуваться. Ведь даже крошечная царапина от шпильки может отпугнуть потенциальных покупателей, а их и так осталось немного.
На вопрос, сколько стоит лодка и кто ее потенциальные покупатели, отвечает руководитель отдела продаж Burevestnik Group Георгий Мымрин: "Эта лодка стоит около 200 тысяч долларов. Основные покупатели – верхняя прослойка среднего класса – та, которая сейчас наиболее пострадала".

Но удивительно: чем больше яхта – т.е от 100 футов – тем больше на нее покупателей. В этом году план превысили вдвое – почти шепотом, боясь сглазить, рассказывает официальный представитель французского "Beneteau". Более того, верфи сейчас существуют за счет русских покупателей. Когда европейцы в спешке продают яхты, чтоб хоть как-то поддержать на плаву свой бизнес, русские делают все с точностью до наоборот. "Это бизнесмены, у которых есть свечной заводик, и, скорее всего, они перестали вкладывать деньги в его развитие, потому что не уверены в будущем. И тратят деньги на то, что давно хотели приобрести", – объясняет Алексей Гречихин официальный представитель Beneteau.

Вот уж кто точно с ужасом ждет начала нового сезона, так это яхт-клубы. Их в одной Москве несколько десятков, а больших лодок единицы – в основном мини-яхты и катера. Сейчас они стоят на эллинге – зимнем хранении – и клубы готовы пойти на любые скидки, лишь бы удержать клиентов. Кстати, эксперты рынка солидарны: массовых продаж лодок, как в Европе и США, у нас не будет. Кризис кризисом, но русский яхтсмен скорее пропустит сезон, чем избавится от именного кораблика.