Политехнический музей Москвы столкнулся с финансовыми проблемами. Учреждению не хватает денег на обслуживание здания и реконструкцию. Прежние источники дохода в лице арендаторов перестали приносить прибыль. Бюджетных средств хватит лишь на несколько месяцев.

Политехнический музей Москвы столкнулся с финансовыми проблемами. Учреждению не хватает денег на обслуживание здания и реконструкцию. Прежние источники дохода в лице арендаторов перестали приносить прибыль. Бюджетных средств хватит лишь на несколько месяцев, после чего может возникнуть вопрос о закрытии музея. Планы превратить его в центр технологий будущего оказались под угрозой срыва. Впрочем, попечительский совет обещал не бросать музейных работников в беде и найти деньги.

Старинное здание в центре Москвы. Здесь хранят историю науки и техники. Уникальные экспонаты, выставки, доступные каждому - все это вдруг оказалось под угрозой. Финансовый кризис посягнул на российское прошлое.

"Я не знаю, каким образом мы войдем в следующую зиму, - говорит директор музея Гурген Григорян. - Есть основания бить тревогу, выхода я не вижу".

Директор Гурген Григорян, приходя на работу, подсчитывает, сколько еще денег осталось. Хватит ненадолго. В этом году урезали бюджет, но повысили зарплаты сотрудникам, которые надо платить из сокращенного бюджета. Вот и думай, где и как разбогатеть. Такого не было даже в 90-х. "В 90-е годы у нас возникали острые ситуации. Восемь месяцев мы обходились без госфинансирования, поскольку был общий бедлам, - вспоминает Григорян. - Но у нас были развязаны руки, и мы могли решать вопросы. А сегодня все наши шаги жестко связаны всевозможными кодексами и законами".

То, что выделяет бюджет, можно растянуть на полгода максимум. Дальше нечем будет оплачивать труд уборщиц, охраны, смотрителей, вырастет долг за коммунальные платежи. Руководство Политехнического музея забило тревогу. "У нас уже дефицит от 10 до 15 миллионов рублей. На то чтобы содержать музей, вывозить мусор и так далее? Кроме того, нам не выделили денег на капремонт", - говорит директор музея.

Нехватка денег объясняется еще и тем, что музей лишился одного из источников своих доходов - сдача площадей в аренду. Росимущество с недавних пор решило повысить арендные ставки - бизнес начал уходить. Учитывая финансовые проблемы, с которыми многие столкнулись в последние месяцы, аренда стала не по карману, а музей лишился прибыли, которая помогала поддерживать здание и экспонаты в должном состоянии. В Росимуществе вроде потом передумали. Тем более непонятна логика чиновников для директора. "В начале 2008 года в 2-2,5 раза подняли арендную плату, и арендаторы разбежались. Хотя я не раз говорил, что это приведет к трагедии, бюджет не получит ничего. Но кроме этого, даже если мы что-то и будем получать от аренды, то по новой системе налогообложения 20% от арендной платы мы будем платить в налоги, чего раньше не было", - поясняет Гурген Григорян.

Но несмотря на надвигающиеся проблемы, у попечительского совета музея большие планы на будущее - нанотехнологии, последние достижения науки, современные лаборатории. Здесь должно находиться не только прошлое, но и будущее, говорит глава Совета попечителей депутат Андрей Кокошин.

"Для многих музеев в условиях кризиса финансовая проблема стоит и не только для музеев. Потому будем собирать деньги и возможно попросим что-то из бюджета. Деньги-то небольшие. А музей ведь это один из ценнейших памятников и хранилищ национальной культуры, там уникальные экспонаты и XVIII века, и более ранние", - говорит Кокошин.

Музей построили в последней четверти XIX века. Здесь читали лекции виднейшие ученые умы, проводились первые опыты по созданию телефонной связи, освещения, радиотехники. Удалось собрать уникальную техническую библиотеку - три с половиной миллиона книг. А начиналась она когда-то всего с девяти. Здесь проходили беседы философов и знаменитые поэтические вечера. Окуджава, Ахмадулина, Евтушенко читали свои стихи в переполненных залах.

Практически никогда музей не испытывал трудностей с деньгами. Но тревогу руководства учреждения не совсем разделают в Попечительском совете. Там вообще считают, что волнение музейного руководства преждевременно. Достаточно взглянуть на фамилии попечителей, а это известные депутаты, политики, ученые, министры, положение и влияние которых гарантируют полную защиту от всех бед. Вот и Андрей Кокошин уверен, Политехнический в беде не бросят. "Мы можем обеспечить экспозицию, привлекая спонсорство, новейшими экспонатами, модернизировать архитектонику музея, развить его идеологию, до превращения его в музей не только прошлого, но и настоящего и даже в полигон для будущего", - считает депутат.

В музее и сейчас не перестают работать уникальные выставки, проходят экскурсии, хотя в последние годы учреждению не очень везло. Три года назад здание чуть не замерзло во время январских холодов, а пять лет назад случился пожар, от которого долго пришлось приходить в себя. Теперь настало время денежных трудностей. Но не так уж они страшны, уверяет Андрей Кокошин, ссылаясь на богатый жизненный опыт. "В 90-е годы было тяжелее, - считает Кокошин. - Системы вооружений, чем я занимался как первый замминистра, было крайне трудно создать, но мы их создали и "Петра Великого" (крейсер) построили, и малошумные подводные лодки, и "Искандер". А это была более трудная задача, чем спасти Политехнический музей".

На продолжение жизни музею требуется не так много по государственным меркам - несколько миллионов рублей. Но взять их пока негде, сообщает радио "Вести FM". Через несколько дней руководство учреждения собирает свой антикризисный штаб. Придется разобраться, что в действительности легче - построить ракеты или сохранить историю.