В испанском городе Уэльва начался суд над 15 российскими моряками. Их обвиняют в контрабанде наркотиков. Возможное наказание – до пяти лет тюрьмы и огромные штрафы – до 25 миллионов евро с каждого. Чтобы смягчить приговор, моряки на первом же заседании признали свою вину.

В испанском городе Уэльва начался суд над 15 российскими моряками. Их обвиняют в контрабанде наркотиков. Возможное наказание – до пяти лет тюрьмы и огромные штрафы – до 25 миллионов евро с каждого. Чтобы смягчить приговор, моряки на первом же заседании признали свою вину. Впрочем, своё решение суд вынесет не раньше, чем через две недели.

Сегодняшнее заседание для 15 российских моряков закончилось, едва успев начаться. Все подсудимые полностью признали свою вину. Как тяжело далось им это решение, можно только представить. Но, как считают адвокаты, у россиян просто не было выбора. Лишь это давало им шанс получить наименьший срок заключения.

Адвокаты, которые уговаривали моряков пойти на признание, прячутся от камер в кафе. Никаких интервью. Как привезли и увезли россиян во Дворец юстиции – тоже большая тайна. И никаких посторонних в зале. К таким делам в Испании особые отношения. Когда на столе у судьи – протокол об изъятии на месте преступления четырех тонн наркотика, вряд ли можно рассчитывать на снисхождение. Три года, которые могут получить российские моряки за попытку подработать на обычной разгрузке, – это много. Но если бы не вынужденное признание, на которое им пришлось пойти, заключение было бы еще больше.

"Все это может решить только следствие. Из того, что говорят наши моряки, – они были наняты на работу. В течение длительного времени их возили в автобусе, и в конце концов им сказали, что, пожалуйста, выходите и приступайте к разгрузке. В это время они были задержаны. Это версия моряков", – рассказывает Владислав Васильцов, генеральный консул посольства РФ в Испании.

Эта история случилась уже почти год назад в порту Уэльвы. Два российских судна стояли на приколе в ожидании ремонта после многолетней непростой судебной истории с незаконным захватом. Они и сейчас здесь. И даже капитан "Юозаса Алексониса" – тот же Игорь Лебедев. Куда в ночь на 14 мая 2008 года исчезла его команда почти в полном составе – старпом, радист, моряки, бортмеханики, – он догадывался: у людей были перебои с деньгами.

Но версию о том, что вся эта история может оказаться провокацией и местью мавританского предпринимателя за проигранное в суде судно и выгодный источник доходов, он до конца не верит: "Люди пошли сами, кто-то с кем-то договорился. А вот кто с кем – этого я не знаю. Может быть, что кто-то и знал. А основная масса пошла: им сказали, что можно подзаработать, есть желание – пошли".

Дело было тяжелым с самого начала. Операцию проводила гражданская гвардия Испании. По их версии, наши моряки были наняты наркоторговцами для перегрузки тюков с наркотиками с надувной лодки в автомобиль. Четыре тонны марокканского гашиша. Кроме россиян, в порту задержали граждан Польши, Украины, Румынии.

О том, что случилось с их близкими, в Архангельске узнали не сразу. "Звонок полдевятого вечера: "Буквально есть минута, полминуты – бери ручку и записывай. Мы находимся в тюрьме, нам не дают связи ни с консульством, ни с траловым флотом, никто ничего не делает. Вообще, в курсе траловый флот, что мы сидим?" – сообщила тогда о звонке мужа Татьяна Попова, супруга арестованного моряка. "Это может продлиться до четырех лет и более", – говорила Лариса Скворцова, сестра моряка траулера "Тралмейстер Могутов".

Если решение суда будет именно таким – 3 года и 1 день, – моряки проведут в заключении уже на год меньше. Но адвокаты надеются, что своих родных моряки увидят гораздо раньше. Они будут стараться заменить заключение выдворением из страны.