115 лет со дня рождения академика Петра Капицы

Читать Вести в MAX
Со дня рождения ученого с мировым именем Петра Капицы в среду исполняется 115 лет. Он был одним из немногих советских физиков, удостоенных Нобелевской премии. Этой самой важной награды он ждал 40 лет.

Со дня рождения ученого с мировым именем Петра Капицы в среду исполняется 115 лет. Он был одним из немногих советских физиков, удостоенных Нобелевской премии. Этой самой важной награды он ждал 40 лет.

Сейчас про этот случай говорят – курьез. А как иначе? Из кронштадской гимназии за неуспеваемость исключили того, кого почетным доктором наук признают впоследствии 11 университетов мира. И кто будет владеть столь необычным гардеробом. Самая почетная вещь – мантия Кембриджа, университета, где Капица работал 13 лет. "Когда Петр Леонидович после большого перерыва снова попал в Англию в 1966 году, он подозвал служителя и сказал: "Где моя мантия?". Служитель спросил: "А когда вы оставили ее?". "30 лет назад",- ответил Капица. Служитель невозмутимо ушел и принес ему мантию",- рассказывает семейную историю Елена Капица – директор Мемориального музея Петра Капицы.

Почему великий Резерфорд – отец-основатель ядерной физики – взял в свою лабораторию молодого, неизвестного, да еще и с советским паспортом, ученого Капицу? И как от того же Капицы нобелевский лауреат Резерфорд мог стерпеть прозвище Крокодил? Об этом слагают легенды. Но есть и факт. Молодой и неизвестный Капица был уверен в том, что все-таки станет знаменит. "Когда Капица пришел в мастерскую к Кустодиеву, у художника стоял большой портрет Шаляпина – на фоне русской зимы. И Капица сказал: "Борис Михайлович, почему вы всегда пишете тех, кто уже знаменит? Напишите портрет тех, кто будет знаменит?",- поведала еще одну историю-легенду Елена Капица.

Два друга – Семенов и Капица. И оба станут Нобелевскими лауреатами. На портрете Кустодиева Петр Капица, как и везде, со своей неизменной курительной трубкой. Может это и английская привычка, но в Англии Капица своими привычками всех удивлял. То завел, как и в Петербурге, семинары, то грохотали его эксперименты, то Резерфорд вдруг заявлял, что на опыты Капицы он тратит больше, чем на всю лабораторию.

"В 1935 году Сталин сказал, что Петр Леонидович должен остаться в Советском Союзе и продолжать работать здесь",- вспоминает сын ученого, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Капица. Капица без своей лаборатории работать не мог. И Резерфорд тогда решился. По его просьбе английское оборудование Капицы было продано СССР. Уже здесь, на родине, ученый открыл явление сверхтекучести, заложил основы промышленного получения кислорода, что сыграло огромную роль во время войны, создал знаменитый Институт физических проблем. И выполнял еще одну нелегкую миссию.

"Павлов, знаменитый физиолог, когда он был уже глубоким стариком, то сказал: "Я говорил правду правительству, теперь ваша очередь!"- приводит еще один факт из жизни отца Сергей Капица. Это было страшнее, чем назвать Резерфорда Крокодилом. Знаменитые письма Сталину. Лично они так и не встречались. "Сначала Капица писал рукописный вариант. Анна Алексеевна, его жена, перепечатывала. Он вносил правку, потом она снова перепечатывала. Он снова вносил правку и писал окончательный вариант, который сама Анна Алексеевна отвозила в приемную к Сталину",- рассказывает Елена Капица.

Почему его не просто слушали, но слышали? И как Капице удалось спасти от репрессий Владимира Фока, от смерти – Льва Ландау? И продолжать работать, уже будучи в опале? 40 лет он ждал главной награды – Нобелевской премии по физике. Тогда же 84-летний ученый сказал: "Жить надо долго". Всю жизнь его сопровождал Дон Кихот – самый любимый им герой. У Капицы была даже шпага – подарок финского университета. А Дульсинею, он признался, защищал всегда одну – науку.