В Москве увековечили память великого балетмейстера Игоря Моисеева. Мемориальная доска открыта на стене Дома на набережной, где жил мастер. Как говорили его ученики, друзья и поклонники, Игорь Александрович сделал за свою жизнь столько, сколько веками не могут сделать люди, если они не одержимы желанием творить. Создав свой уникальный коллектив, он поднял искусство народного танца на недосягаемую высоту.
Мемориальную доску Игорю Моисееву открыли под звуки гимна Российской Федерации на фасаде второго дома по улице Серафимовича – больше известного как Дом на набережной, где великий балетмейстер прожил 30 лет и 3 года. Окна – с видом на Кремль.
"Он получал удовольствие от реки, от простора, от воздуха. Здесь всегда отдыхал из поездок, приходил домой радостный", – вспоминает Ирина Моисеева, вдова Игоря Моисеева.
Бронзовая композиция – портрет Мастера на фоне сцены Концертного зала имени Чайковского – это был второй дом Моисеева. Место прописки его ансамбля народного танца. Во время концертов он всегда сидел в одном из боковых проходов на маленьком приставном стульчике. А как репетировал – азартно, увлеченно! К ученикам был строг невероятно – даже в классе не терпел танца "в полноги".
Он и сам никогда не позволял себе лениться – руководил ансамблем даже из больницы. И все удивлялись точности его замечаний. А вот юбилейный концерт – Игорю Моисееву 95. Исполняет вьетнамский танец с палками. Легко.
Игорь Моисеев по нитям собирал со всего света образцы национальных танцев и плел из них ткань своих спектаклей. Стал символом эпохи. Его ансамбль обожали вожди, его искусством восхищался народ, его танцы вдохновляли художников, режиссеров и актеров.
"У меня не получалась роль и я, вдруг, вспомнила кадриль, которая была гениально сделана, и у меня роль пошла", – рассказывает Элина Быстрицкая, народная артистка СССР.
Василий Лановой вспоминал, как Моисеев учил его чеканному слогу, говорил, только так можно читать Маяковского, и Лановой читал, на концертах ансамбля народного танца. А Геннадий Хазанов – признался, всегда хотел быть рядом с Игорем Александровичем. Связал их в итоге Дом на набережной.
"Мне исполнилось 14 лет, я пошел поступать в ансамбль народного танца. Игорь Александрович на меня посмотрел и сказал – мальчик, займись чем-нибудь другим", – сказал Геннадий Хазанов, народный артист России, художественный руководитель Московского государственного Театра эстрады.
Фотография на фоне мемориальной доски – уже шестого поколения моисеевцев. Им – хранить традиции, фирменный стиль – это когда итальянцы и греки, мексиканцы и боливийцы узнают в артистах себя и свои танцы.
"После ухода из жизни Игоря Александровича прошло два года, уже появился новый номер – часть его постановки, поставил его совершенно неизвестный молодой болгарский хореограф, который воспитан, оказывается, на традициях Моисеева, на нашем ансамбле, на его исполнительской культуре", – подчеркнула Елена Щербакова, директор Государственного академического ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева.
В планах коллектива – вернуть на сцену все танцы, когда-либо поставленные легендарным мастером. Их больше трехсот. И ничего лучше создать не получится, уверены в ансамбле, потому что гениальным балетмейстером можно только родиться. Моисеев – один, на века.
Игорь Александрович Моисеев любил повторять "искусство должно выражать" и под этим девизом он, единственный в мире, возвел народный танец на высочайший профессиональный уровень. И весь мир продолжает рукоплескать непревзойденному мастерству ансамбля Игоря Моисеева.

























































































