В Москве увековечили память Михаила Ульянова

В Москве увековечили память блистательного артиста, художественного руководителя Вахтанговского театра Михаила Ульянова. На доме № 29 по Большой Бронной улице, где более 30 лет прожил актер, установлена мемориальная доска. Торжественная церемония собрала немало известных людей.

В Москве увековечили память блистательного артиста, художественного руководителя Вахтанговского театра Михаила Ульянова. На доме № 29 по Большой Бронной улице, где более 30 лет прожил актер, установлена мемориальная доска. Несмотря на проливной дождь, торжественная церемония собрала немало известных людей, которые пришли почтить память своего коллеги и друга.

С первыми каплями они раскрыли зонты, явно не собираясь расходиться. Близкие Михаила Ульянова, его коллеги сменяли друг друга на импровизированной сцене, чтобы признаться в любви замечательному человеку.

"Я никогда не забуду как мы приехали с гастролей и, сходя с самолета, ему показали новорожденную дочь, и у него брызнули слезы от счастья, что он увидел свое потомство", – вспоминает актер Владимир Этуш.

Проливной дождь закончился. Вышло солнце. "И поплакали, и порадовались", – улыбнулся Сергей Маковецкий, которому посчастливилось служить с великим актером в одном театре. Оба – вахтанговцы, потому и зазвучала вдруг музыка из легендарного спектакля "Принцесса Турандот".

"Многие не знают, все привыкли – "Жуков, Жуков". Жалко, многие не видели, как он смеется, – говорит актер Сергей Маковецкий. – Он мог сидеть и рассказывать анекдоты. А как заразительно он смеялся!"

Бюст удалось установить всего спустя 2,5 года после смерти актера. По московским нормам, срок исключительный. Раньше чем через 5 лет после смерти разрешение на такое увековечивание памяти обычно не дается. Исключение – для исключительного человека, который нетипичен даже в бронзе.

"Отец был актером, и как любой актер он хотел быть эксклюзивным человеком, – замечает дочь Михаила Ульянова Елена. – Хотя бы в этом случае, в этой мелочи, но чтобы все-таки эксклюзив".

Марк Захаров, вспоминая роли Михаила Ульянова – такие разные, такие незабываемые – про образ Жукова сказал отдельно: воплощение народной мечты. О заступнике – как Георгий Победоносеец. И уже неважно, каким на самом деле маршал был в жизни после того, каким его показал Ульянов в кино.

Все говорили быстро, жалея тех, кто пришел без зонтов и мок, но так, словно, не могли не высказаться. Людмила Максакова напомнила определение, данное Ульяновым профессии актера.

"Умная печаль. Поэтому он был умным человеком и грустил, когда что-то не получалось, не срасталось. Прекраснее человека я не знаю", – призналась актриса Людмила Максакова.

Официальная церемония вышла совсем неофициальной – трогательной и нежной. Впрочем, именно таким было и остается отношение к Михаилу Ульянову – и тех, кто знал его лишь по ролям, и тех, кто как Алексей Баталов был близким другом.

"Это чудо настоящего великого человека, отдавшего все до конца людям. Зрители, друзья или родственники – какая разница", – отметил актер Алексей Баталов.