"Черная пятница" в США – день потребительской вакханалии

В США этот день называют "чёрной пятницей": традиционно после Дня благодарения магазины объявляют колоссальные скидки
Желающих ухватить дешёвый товар, как всегда, больше, чем самого товара. Очереди занимают за сутки до открытия магазинов
Скидка внушительна: огромный ЖК-телевизор по цене пылесоса, пылесос по цене чайника, который могут дать в подарок при покупке холодильника
Силовые захваты, прямые удары в челюсть у кассы - ведь число товаров со скидкой ограничено. Электроника сейчас - самая выгодная покупка
Но мотивация невест, что сносят магазин свадебного платья со скидкой менее чем за час целиком, затмевает потасовки в салонах бытовой техники
В США этот день называют "чёрной пятницей": традиционно после Дня благодарения магазины объявляют колоссальные скидки
Желающих ухватить дешёвый товар, как всегда, больше, чем самого товара. Очереди занимают за сутки до открытия магазинов
Скидка внушительна: огромный ЖК-телевизор по цене пылесоса, пылесос по цене чайника, который могут дать в подарок при покупке холодильника
Силовые захваты, прямые удары в челюсть у кассы - ведь число товаров со скидкой ограничено. Электроника сейчас - самая выгодная покупка
Но мотивация невест, что сносят магазин свадебного платья со скидкой менее чем за час целиком, затмевает потасовки в салонах бытовой техники
В США началась война за покупки. Этот день ещё называют "чёрной пятницей" – традиционно после Дня благодарения магазины объявляют колоссальные скидки. Желающих ухватить дешёвый товар, как всегда, больше, чем самого товара. Очереди занимают за сутки до открытия магазинов.

В США началась война за покупки. Этот день ещё называют "чёрной пятницей" – традиционно после Дня благодарения магазины объявляют колоссальные скидки. Желающих ухватить дешёвый товар, как всегда, больше, чем самого товара. Очереди занимают за сутки до открытия магазинов.

Загипнотизированный щедрыми скидками американец держит осаду перед магазином бытовой техники. Это студент Ким, он в очереди длиной в километр – первый, потому что стоит у порога 21 час, с 8 утра четверга.

- Сколько ты сэкономишь?
- Не знаю, правда, не знаю.

Когда менеджер магазина настраивает персонал перед ночным вторжением покупателей, не ясно, где легкая добыча – на прилавках или это те, кто толпится у дверей. Скидка внушительна: огромный жидкокристаллический телевизор по цене пылесоса, пылесос по цене чайника, который могут дать в подарок при покупке холодильника.

Азарт проснуться вовремя, до 5 утра, подавляет разум. Об этом свидетельствует любительское видео, снятое на камеры мобильных телефонов в сети Wallmart. Силовые захваты, прямые удары в челюсть у кассы – ведь число товаров со скидкой ограничено. "Электроника сейчас – самое лучшее, что можно выгодно купить. Цены упали ниже некуда!" – говорит Джеральд Халлас, менеджер магазина бытовой техники.

Спонтанные и агрессивные покупатели, делая кассу торговым сетям, подсказывают, каково состояние американской экономики. День потребительской вакханалии именуют в США с начала XX века "черной пятницей", потому как тогда бухгалтеры использовали красные чернила для записи убытков в конторских книгах, а черные – для фиксации прибыли.

"Определенно у американцев зашкаливает желание купить, а денег мало. Вроде бы надо быть бережливее. Но если мы перестанем покупать, это будет слишком сильный удар по экономике", – констатирует Дуглас Элиот, научный сотрудник отдела экономики Института Брукингса.

Но мотивация невест, что сносят магазин свадебного платья со скидкой менее чем за час целиком, затмевает потасовки в салонах бытовой техники. "У кассы только девушки", и каждая тратит несколько сотен долларов. В отличие, например, от этой пары, что проснулась сегодня в полтретьего утра.

- Сколько вы сэкономили?
- Десять долларов.

"Черная пятница" второй год подряд преподносит экономический парадокс: если американской экономике нездоровится, это вовсе не означает, что покупатель будет обходить магазины стороной.

В прошлом, 2008 году магазины брали штурмом 172 миллиона американцев. Это на 25 миллионов больше, чем безоблачной осенью 2007-го. Транжиры оставили на кассах в среднем по 372 доллара с человека на фоне показателей безработицы, приближающейся к 10%. "Черная пятница" красноречиво демонстрирует: призрак Великой депрессии американцы пытаются прогнать интенсивной шопинг-терапией.