В США число дефолтов по ипотечным кредитам за последний месяц достигло нового максимума. Недвижимость у неплательщиков отбирают за долги, без жильцов стоят целые кварталы многоэтажек. Недвижимость – это ахиллесова пята американской экономики.

В США число дефолтов по ипотечным кредитам за последний месяц достигло нового максимума. Недвижимость у неплательщиков отбирают за долги, без жильцов стоят целые кварталы многоэтажек.

О достоинствах своего дома Виктор Вангеликос в Форт-Майерс (Флорида) рассказывает без восторга: два бассейна, бильярдная, спортивный зал, частный кинотеатр. Единственный недостаток – в этой 32-этажной высотке второй год у Виктора нет соседей

"Что случилось в 2008 году – экономическая ситуация ухудшилась, цена упала, никому не давали ипотечных кредитов. Мне повезло, мне дали кредит, и я купил. Документы прислали по почте в Нью-Джерси. Когда я стал переезжать, оказалось, я один в этом доме", – рассказывает историю обретения своего жилья Виктор Вангеликос.

Заживу как миллионер, полагал Виктор, продавая дом в Нью-Джерси: квартира с видом на залив, мягкий климат, охрана, консьерж. Но поднимать шлагбаум приходиться самому, парадная дверь – полгода на замке, мусоропровод не работает. Слева от дома – еще одна незаселенная высотка, справа – пустырь. Моего клиента обманули, оживает адвокат Виктора, когда включается видеокамера, виноваты все.

"Его не должны были сюда селить с самого начала. Риэлтор должен выкупить кредит моего клиента или сделать правильные шаги. Верните моему клиенту его жизнь!", – требует адвокат Джонатан Ивинг.

Что имеют в виду экономисты, когда говорят о токсичных активах или плохих кредитах? Квартиры в этом доме сначала покупали, потом отнимали. Виктор требует у владельца здания сделать скидку, потому что квартира упала в цене в два раза, нет соседей, но, невзирая на такие цены, жилье покупать в Форт-Майерс никто не спешит. Ежемесячный платеж по ипотеке – 3200 долларов. Для пожарного – едва подъемная сумма.

"Надеюсь, квартплата не будет такой высокий. Но продать квартиру... Я не думаю, что ее кто-то купит в такие сложные времена", – сомневается Виктор Вангеликос.

О чем думал предприимчивый пожарный, проговаривается его адвокат: надеялся, что квартира подскочит в цене. Можно будет быстро продать и заработать.

"Это место покупалось с расчетом, что здесь построят огромный причал для яхт и частный клуб. Если бы было так, цена квартиры была бы даже выше, чем когда покупали. То есть виноваты все: замедление экономического роста в секторе недвижимости, очевидны ошибки владельца здания", – говорит Джонатан Ивинг.

Программа помощи американцам, которые взяли кредит не по зубам, на Виктора не распространяется. И таких как он слишком много. Поэтому, когда Алан Гринспен говорит, что недвижимость – это ахиллесова пята американской экономики, он поясняет: упади цены на недвижимость еще на 5 процентов – этого хватит, чтобы нанести по экономике нокаутирующий удар.

Два столпа ипотечного рынка США ждет кардинальная реформа. В администрации президента Обамы разрабатывается план по расчистке балансов агентств Fannie Mae и Freddie Mac – проблемные активы сольют в так называемый "плохой банк". То есть, реструктуризация позволит этим агентствам начать работу с чистого листа: от таких новостей акции компаний подпрыгнули на 30 процентов, пусть неплатежи по ипотеке обновляют показатели каждый месяц.

Минувший месяц, июль, демонстрировал новые рекорды – число дефолтов по кредитам на недвижимость достигло пика: полтора миллиона американцев лишилось собственности, число принудительных выселений выросло на 7 процентов. Но продать эту конфискованную собственность вновь – почти невозможно, поэтому власти раздают их за бесценок. В Миннесоте, например, приобрести дом на аукционе можно за один доллар.