60 лет назад на политической карте мира появилось новое государство, которое просуществовало четыре десятилетия – Германская демократическая республика (ГДР). В последнее время в ФРГ набирает силу такое явление, как "остальгия". Немцы даже готовы платить немалые деньги, чтобы испытать это чувство.

60 лет назад на политической карте мира появилось новое государство, которое просуществовало четыре десятилетия – Германская демократическая республика (ГДР). В последнее время в ФРГ набирает силу такое явление, как "остальгия". Немцы даже готовы платить немалые деньги, чтобы испытать это чувство.

Последний штрих – и стена готова. На листе картона художник Гельмут Преллер написал стихотворение Йоганнеса Бехера "Восставшая из руин", которое было гимном ГДР до тех пор, пока его не запретили.

"Тут ещё не хватает третьего куплета. Но уже есть фраза "Германия – единая родина". Именно из-за этой строчки, начиная с1972 года, слова гимна не исполнялись. А сегодня актуальна вот эта строчка – "и пусть матери больше не будут оплакивать своих сыновей". Вы понимаете, солдаты бундесвера сейчас в Афганистане. Это хорошо объясняет, почему туда не надо отправлять войска", – рассказывает художник Гельмут Преллер.

Когда к 60-летию ГДР он решил построить у себя фанерное подобие берлинской стены, соседям это не понравилось. Пробитые камнями дыры пришлось сделать частью художественного замысла. Общественность успокоилась только тогда, когда Преллер пообещал снести стену 9 ноября – в день 20-летия падения ее бетонного прототипа. Кончину ГДР немцы сегодня вспоминают чаще, чем рождение страны. "Осень 1989 года" – так называются мемуары Эгона Кренца – преемника Эрика Хоннекера на посту председателя Социалистической единой партии Германии. На вершине власти он находился всего три месяца, но успел оттуда увидеть крушение идеи.

"Поражение восточной Германии было моим личным поражением. Многие любили ту жизнь. Это неправда, что в ГДР в течение 40 лет плохо жилось. Если бы это было так, то по стране никто бы не скучал", – утверждает Эгон Кренц, в 1989 году – председатель Госсовета Германской демократической республики.

От войны восток Германии пострадал сильнее запада. Но уже к середине 50-х годов ГДР – шестая в Европе по промышленному производству и номер один по уровню жизни среди стран социалистического лагеря. Клер Ленкова через комиксы пытается объяснить детям, что такое пятилетка и партсобрание, диссидент и контрразведка. И почему, чтобы попасть из Германии в Германию, надо было переходить государственную границу.

"Я взяла события из жизни разных людей, пофантазировала и написала рассказ. Он стал основанием для комикса, – говорит Клер Ленкова. – Я много прочитала об истории Германии".

Термин "остальгия" имеет смысл только в отношении восточных немцев. Для остальных воспоминания о ГДР – относительно недорогая туристическая экзотика. Например, один из отелей предлагает гостям настоящий гэдээровский быт и обслуживание.

"В первую очередь приезжают любопытные, которые хотят пожить и поспать в панельном доме. Много молодёжи, которая не знает, что такое ГДР и что там происходило. Приезжают и гости из западных земель, которые всегда боялись ГДР", – рассказывает владелец отеля Даниэль Хельбиг.

Интерьеры собраны с миру по нитке. В конференц-зал обстановка перекочевала из санатория "Штази" (министерство государственной безопасности ГДР – прим. Вести.Ru). Начиная со столов и кресел, заканчивая настольным бюстом Феликса Дзержинского (основатель органов безопасности Советского государства – прим. Вести.Ru) – все оригинальное. Развешенные по номерам портреты Эрика Хонеккера – единственное, что приходится копировать, потому что они регулярно уезжают вместе с постояльцами.

Германской демократической республики давно уже нет, но воспроизводить ее колорит и настроение немцы не перестанут.