В Германии встретились "отцы объединения"

Германия отмечает 20 годовщину объединения. 31октября 1989 пала Берлинская стена. 12 тысяч гостей съехались в столицу Германии на торжества . Их главные "виновники" в том числе: Гельмут Коль, Джордж Буш-старший и Михаил Горбачев.

Германия отмечает 20 годовщину объединения. 31октября 1989 пала Берлинская стена. 12 тысяч гостей съехались в столицу Германии на торжества. Их главные "виновники" в том числе: Гельмут Коль, Джордж Буш-старший и Михаил Горбачев. Он, вспоминая события тех лет, сегодня рассказал, что лидеры Франции и Великобритании Франсуа Митерран и Маргарет Тетчер были далеко не в восторге от идеи единой Германии.

Они давно не встречались: президент СССР Михаил Горбачев, США Джордж Буш старший и канцлер ФРГ Гельмут Коль – люди, которых в Германии называют "отцами объединения". В масштабах человеческой жизни 20 лет срок большой: Буш-старший ходит с палочкой, и рослый Коль, который очень давно не появлялся на публике, вынужден смотреть на невысокого Горбачева снизу вверх.

Изменился мир и пришло новое поколение политиков. Ангела Меркель, в каком-то смысле, сама символ объединения Германии – первый федеральный канцлер, родом из ГДР. В 1991, сразу после объединения, Коль взял ее в свой кабинет министром по делам женщин и молодежи, в 2000 она сменила его на посту лидера ХДС, инициировав скандал о растрате партийных денег. В отличие от Михаила Горбачева, Коль, который два года назад перенес инфаркт, не стал поздравлять Меркель с недавним переизбранием, сосредоточившись на приятных воспоминаниях.

"Совместная работа с американским президентом и советским лидером была для меня счастьем. Я горжусь тем, что благодаря этой работе объединение Германии стало возможным, и немцы достигли этого мужественно и мирно", – говорит экс-канцлер.

Но не меньше мужества тогда потребовалось от руководства СССР. Михаил Горбачев вспомнил, что противники объединения Германии были даже среди западных политиков.

"Когда холодная война дошла до предела, и мог быть срыв и сбой, где бы мы оказались – непонятно. Эти все политики, даже Миттеран говорил: "я так люблю немцев, чтобы у них было две Германии", и Маргарет Тэтчер говорит: "да не надо их, они уже столько нам в истории неприятностей делали, немцы, будем их поддерживать, сотрудничать, но не надо их объединять", – вспоминает Горбачев.

Джордж Буш тоже знал, что на западе нет единства мнений. Он сам говорил об этом Горбачеву в 1989 во время встречи на Мальте, которая продолжает интриговать политических историков скудностью информации. Но совершенно точно, что именно тогда лидеры сверхдержав согласились с неизбежностью объединения Германии.

"События осени 1989 года зародились в сердцах и мыслях людей, которые не могли больше терпеть железный занавес и угнетения данных им Богом прав", – говорит 41 президент США.

Политики тогда ошиблись, думая, что единство Германии – это вопрос XXI века. Все случилось быстрее, и уже через 11 месяцев после падения стены ГДР исчезла с политической карты мира.

Берлинская стена перестала разделять немцев 9 ноября 89 года. Ее протяженность на тот момент 106 километров – фрагментами ее сохранили на память, но по большей части от нее осталась только выложенная брусчаткой линия, которая напоминает не только о том, где проходил железный занавес, а еще и о том, что иногда то, что кажется вечным, может исчезнуть в одну ночь.