Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет настаивать на максимальных штрафах для ООО "Евраз Холдинг" и ООО "Распадский уголь", в отношении которых были возбуждены дела по признакам злоупотребления компаниями доминирующим положением на рынке коксующегося угля. Об этом заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев.

"Я не могу сказать, что у "Евраз Холдинга" и "Распадского угля" есть большое желание с нами активно сотрудничать, хотя такие попытки предпринимались, поэтому мы ждем от них реакции. И мы можем только в одном случае с ними вступить в контакт: если придут и признают свою вину", -  цитирует главу ФАС "Интерфакс".

В случае если компании не признают факт установления монопольной высокой цены на коксующийся уголь, "будет процесс, судебный процесс, соответственно, мы будем настаивать на очень крупных штрафах", - добавил он.

В данном случае ФАС может применить оборотный штраф, который может составлять от 1% до 15% от суммы выручки от реализации товара на рынке.

"У нас очень многие наши хозяйственные руководители исходят из того, что цена на внутреннем рынке должна быть равна мировой цене. Если мировая цена пошла вверх, то обязательно на внутреннем рынке России она должна равна быть мировой. Я хочу сказать, что это не так и так не должно быть. Потому что тогда, по этой логике, следовало взять весь ресурс, вывезти за рубеж, разрушить все производственные цепочки, уничтожить всю металлургию а потом чтобы страна закупала втридорога по мировой цене. Так не бывает. Поэтому у правительства есть разные формы реагирования, есть возможность ввести экспортные пошлины, но они не всегда дают хороший экономический результат, можно организовать биржевую торговлю, чтобы получить внутренние индикаторы цен, можно действовать в отношении монополистов, как мы действуем мерой антимонопольного принуждения", - сказал Артемьев.

Руководитель ФАС отметил, что цели стабилизации цен в первую очередь служит заключение долгосрочных договоров. Ранее ФАС уже предлагала металлургам перейти на долгосрочные контракты с формулой расчета цены и фиксированными объемами поставок между всеми участниками производственного цикла, с аналогичной инициативой выступал Минпромторг.

"А если кто-то у нас сегодня не понимает, что вывозить всю продукцию за рубеж, разрушая всю эту цепочку, разрушая российскую экономику и не выплачивая налоги при этом, просто занимаясь махинациями, - это благо, то я думаю, что наказание должно быть обязательно", - заключил глава ФАС.

Говоря о рассмотрении дела в отношении "Мечела", Артемьев заметил, что компания, активно сотрудничающая с ФАС, может рассчитывать на минимальные штрафные санкции.

"Я могу сказать, что компания "Мечел" сотрудничает с антимонопольной службой, и если это сотрудничество будет доведено до конца, то в этом случае компания - если она готова признать свою вину - в этом случае она получит относительно умеренный штраф и в этом смысле функция антимонопольного органа будет выполнена", - сказал Артемьев.

Он напомнил, что к "Мечелу", помимо антимонопольных, предъявлены еще и налоговые претензии: "В то время как, наверное, еще останутся налоговые вопросы, которые, естественно, в нашу компетенцию не входят и не являются нашей прерогативой. Во всяком случае, со стороны "Мечела" мы видим определенное стремление все-таки свои ошибки и решения исправить".

Штраф "Мечелу" будет рассчитываться исходя из годового оборота всей группы, пояснил Артемьев.

В настоящее время ФАС рассматривает возбужденное по жалобе НЛМК дело против дочек "Мечела", ценовую политику которого премьер- министр Владимир Путин подверг жесткой критике 24 и 28 июля. Ранее Артемьев уже говорил, что "Мечел" в случае устранения всех нарушений может рассчитывать на минимальный штраф - 1% от годового оборота.

Кроме "Мечела", ФАС расследует факты нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО "Евраз Холдинг" и ООО "Распадский уголь". В среду ФАС возбудила в отношении "Евраз Холдинга" и "Распадского угля" по признакам злоупотребления компаниями доминирующим положением на рынке. По мнению ФАС, эти компании установили на внутреннем рынке монопольно высокую цену на коксующийся уголь, навязывали контрагентам невыгодные условия, устанавливали различные цены для потребителей на внутреннем и внешнем рынках, а также создавали дискриминационные условия для потребителей на внутреннем рынке.