Фондовые рынки во вторник оживились – индексы растут. Особенно удачно начался день для нефтяных компаний: цена барреля превысила 47 долларов. Россия не осталась в стороне: индексы РТС и ММВБ прибавили около десяти процентов.

Фондовые рынки во вторник оживились – индексы растут. Особенно удачно начался день для нефтяных компаний: цена барреля превысила 47 долларов. Россия не осталась в стороне: индексы РТС и ММВБ прибавили около 10-ти процентов. Впрочем, как говорят аналитики, это может свидетельствовать о том, что на российский рынок вернулись финансовые спекулянты. Инвесторы в США, между тем, сделали несколько не самых обнадеживающих прогнозов о ближайшем будущем и экономики США, и их валюты.

Смотреть, как печатают доллары – наверное, увлекательно, но доллар – это все-таки не вода и не огонь. Наблюдение за печатным станком может и утомить. Особенно, если наблюдаешь со стороны.

"Надо переходить к абсолютно новой глобальной валютной системе, основанной на легитимной, с точки зрения всех стран, единой денежной единице расчета. В ее создании, эмиссии, регулировании должны участвовать все страны. Процедура деятельности эмитента мировой валюты не демократична. Механизм баланса спроса предложения мировой валюты носит не конкурентный, не свободный характер", – отметил президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Назарбаев не был первым, кто увидел причину кризиса в неподконтрольности доллара. Когда государственная валюта одной страны становится мировой, то это большой соблазн стать фокусником. И вот вроде бы мир поверил, что мыльный пузырь – это и есть реализованная американская мечта. Дом, лужайка, машина. У лопнувшего пузыря другие краски. Если представить ситуацию не в образах, а в цифрах, то к ноябрю 2007 года глобальный рынок деривативов, то есть производных от ценных бумаг, вырос до невероятных размеров – 516 триллионов долларов. Высшая степень надутости этого, мало чем обеспеченного пузыря, очевидна в сравнении: с годовым американским ВВП – он 15 триллионов долларов, годовым американским бюджетом – он 3 триллиона долларов. В десять раз меньше этих виртуальных пятисот шестнадцати – совокупный мировой ВВП, несопоставима и рыночная стоимость всей мировой недвижимости. Но фондовый рынок после борьбы за высоты – ищет дно. Экономисты ищут точки роста. Но пока даже внутренний спрос не вселяет оптимизма.

"Страх распространяется, как инфекция – очень быстро. Я не видел никогда столько страха среди потребителей, среди американцев. Страх может овладеть вами за 5 минут, но на то, чтобы снова поверить, необходимо гораздо больше времени. Продажи товаров класса "люкс" фактически остановились. Психология потребителя в корне изменилась", – заявил инвестор Уоррен Баффетт.

Изменилась психология не только американского потребителя. Мир, кажется, осознал – надутые шары хороши только в небе. В Штатах, в свою очередь, это осознали. И предлагают свой сценарий.

"Мы должны полностью изменить подход к регулированию финансовой системы с тем, чтобы избежать в дальнейшем повторения кризиса, подобного нынешнему. С этой целью необходимо усилить контроль за деятельностью банков, инвестиционных фондов и крупных финансовых институтов. Надо регулировать систему в целом, а не отдельные ее компоненты", – пояснил председатель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке.

В этом перечислении главы американской ФРС, конечно, нет предложения – создать новую валюту. США не собираются терять выгоду. Ведь как по-другому еще можно, чтобы американский ВВП был двадцать процентов от мирового, а потребляли Штаты сорок процентов от всего произведенного в мире. Расплачиваются все: по оценке Азиатского банка развития – мировая экономика за кризис потеряла 50 триллионов долларов – сумму, равную объему ВВП всех стран мира. И будущее доллара уже не кажется безоблачным.

"Коллапс доллара – это огромный риск. Как это может случиться? Это произойдет в том случае, если американское правительство потерпит неудачу и не сможет заново запустить финансовые рынки и экономику страны, а это, в свою очередь, оттолкнет зарубежных инвесторов", – уточнил Винсент Рейнхарт, бывший в 2001-2007 гг. директором по делам денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы США.

"Девальвация доллара – один из возможных выходов из этой ситуации. Это было бы невыгодно очень многим, это привело бы к очень серьезному шоку, но, в принципе, это один из способов американцев уйти от части проблем. Но надо понимать, что для американцев это будет означать отказ от позиции мирового лидера. И на это они еще должны решиться", – отметил главный редактор журнала "Эксперт", член Общественной палаты РФ Валерий Фадеев.

По оценке экспертов, американскому фондовому рынку до дна еще далеко. А значит, есть время на маневр. Но в любом случае, это маневр уже в других условиях – когда в мире уже не хотят любоваться, как печатают доллары, и когда вряд ли легко поверят в новый воздушный шар.