О состоянии российской банковской системе и путях выхода из кризиса "Вести" побеседовали с председателем совета директоров МДМ-банка Олегом Вьюгиным. В эти дни бывший глава Федеральной службы по финансовым рынкам принимает участие в форуме "Россия-2009", проходящем в Москве.

- Олег Вячеславович, здравствуйте. Давайте начнем с самой животрепещущей темы – курса рубля. Что ждет рубль в ближайшее время, ведь до верхней границы бивалютной границы совсем немного?

- Сейчас Центробанк достаточно аккуратно сокращает предоставление ликвидности финансовой системе, с одной стороны, с другой стороны, немножко поднимает ставки. Это достаточно серьезные сигналы к тому, что в ближайшее время особо денег для покупки валюты у финансовых институтов и у клиентов, которым они предоставляют кредиты, не будет. Это означает, что будет снижаться давление на девальвацию, по крайней мере, в ближайшей перспективе, и это означает, что ЦБ будет контролировать верхнюю границу валютного коридора, которую он объявил.

- Сегодня на рынке фьючерсов и аукционов РТС вводятся в обращение фьючерские контракты на пару евро-доллар и евро-рубль. На ваш взгляд, как это повлияет на курсы валют?

- Это никак не повлияет. Это инструмент, который просто делает дополнительный комфорт или дает дополнительную услугу тем финансовым операторам, институтам, которым необходимо хеджировать риски вот этих двух валют, курсы этих двух валют. Это полезная вещь. Но на курсах валют это никак не скажется.

- Как вы оцениваете банковскую систему России?

- Банковская система в настоящий момент ликвидная. Если смотреть в будущее, то кризис, который сейчас пока еще распространяется по российской экономике, в первую очередь скажется для банков в том, что у них могут расти нереальные взыскания и долги. Поскольку одна из самых серьезных проблем кризиса – это как раз сложности с погашением долгов. Банки будут нуждаться в дополнительном капитале.

- А какой помощи сейчас банки ждут от государства, на что рассчитывают?

- Я не думаю, что сейчас какая-то помощь нужна. Но нужно всегда смотреть вперед. И правительство, на мой взгляд, всегда должно стараться немножечко опережать события, идти впереди, и если исходить из того, что есть такие негативные прогнозы о том, что уровень нереальных взысканий долгов в банковской системе будет расти, то правительство должно быть готово к тому, чтобы предоставить дополнительный капитал банковской системе.

- Сейчас государство выделило деньги на помощь реальному сектору, но на самом деле деньги до реального сектора не доходят, и банки занимаются спекуляциями. Как справиться с этой ситуацией, как ее изменить?

- Деньги до реального сектора доходят. Если посмотреть статистику ЦБ, то кредитный портфель банковской системы все месяцы кризиса, который мы наблюдали, и падения рубля, портфель рос. И рос, в общем-то, достаточно существенно. Проблема в том, что клиенты, которые получают деньги, конвертируют их в доллары. Если посмотреть сейчас пассивную часть какого-нибудь крупного банка – 5 месяцев назад и сегодня – мы увидим, что раньше все клиенты имели пассивы в рублях, сегодня все клиенты имеют пассивы в долларах. Банк здесь ни при чем.

- Сегодня на форуме "Россия-2009" шла речь об инвестициях. Россия в плане инвестиционного климата насколько сейчас привлекательна для западных инвесторов?

- Я не думаю, что инвестиционный климат в России как-то сильно изменился за тот короткий промежуток времени, когда возникли проблемы. Проблема в другом. Проблема в том, что сегодня привлекателен с точки зрения финансовых инвестиций только один рынок – это рынок американских трейжерис, облигаций Министерства финансов США. Причина простая: доллар как резервная валюта не имеет валютных рисков. Это временная ситуация, безусловно, и очень многое зависит от действий американского правительства. Но это приводит к тому, что на сегодняшний день российский рынок, российские инвестиции, которые подвержены валютному риску, действительно менее привлекательны, и мы имеем отток капитала. Надеюсь, что эта ситуация временная. Очень много зависит от качества макроэкономической политики, которую правительство будет проводить в 2009 году.

- А какие отрасли на сегодняшний день оказались в лучшем положении?

- В лучшем положении всегда такие отрасли, которые производят продукцию для самого устойчивого компонента спроса в экономике – это продовольствие, наверное, целый ряд услуг, которые необходимы людям вне зависимости от того, падают или растут их доходы. Это, примерно, я так оцениваю, где-то половина российской экономики точно. И эти отрасли способны работать, у них нет больших потерь. Есть долги – это проблема, которую надо решать.

- Именно эти же отрасли могут стать новыми точками роста по выходу экономики из кризиса?

- Новыми точками могут стать очень неожиданные отрасли. И на самом деле сейчас идет в бизнесе интенсивный поиск такого профиля бизнеса и таких решений, которые дадут возможность на выходе из кризиса сильно выиграть. Я бы не сказал, что это будут традиционные отрасли. Что реально произойдет – это то, что в результате и девальвации рубля, и в результате изменения всех ценовых пропорций в мировой экономике, скорее всего, компании, которые сумели существенно снизить издержки, смогут стабилизировать свои объемы производства и увеличить долю на рынках. Это сейчас очевидная вещь. И этот процесс, уже по тому, что я услышал на форуме, начинается.

- Основная тема форума – это пути выхода из глобального кризиса. Пока мы слышим общие слова. Предлагают ли участники какие-то реальные рецепты по выходу мировой экономики из кризиса?

- Я думаю, что мы не услышим здесь реальных рецептов. Проблема в том, что их никто не знает. Их никто не знает не только в России, но и за ее пределами. Есть реакция на кризис, которая в разных странах имеет разную форму, но в принципе ее можно описать примерно таким образом: что это попытка решить проблему долгов, но пока никаких реальных шагов в этом направлении не сделано. Это попытка стимулировать определенный спрос в экономике, кому это необходимо. Такие попытки делаются. Вот все, что мы сегодня знаем: стимулирование спроса и снижение долгового бремени. И, естественно, попытка и очевидная задача – сохранение инфраструктуры экономики. Что такое инфраструктура любой экономики? Это финансовая система, транспортная система, энергетическая система. Вот здесь все государства действуют более или менее одинаково: они тратят деньги, чтобы это все работало.