В Петербурге продолжается Международный экономический форум. Что нужно сделать, чтобы руль стал резервной валютой? Об этом в интервью "Вестям" рассуждает помощник президента России по экономическим вопросам Аркадий Дворкович.

- Аркадий Владимирович, здравствуйте!

- Добрый день!

- Президент сегодня сказал, что при реформировании мировой финансовой систему нельзя ограничиваться косметическими средствами. Что это значит? Что будет ожидать нашу страну после этих слов?

- Речь идет о том, что те функции, которые выполняют и выполняли международные финансовые организации, нужно начать выполнять по-иному. И без влияния, чрезмерного влияния политических соображений, без доминирования отдельных государств принятие каких-то решений, поскольку речь идет именно о глобальных функциях. И изменения, которые должны произойти, должны быть направлены на то, чтобы в управлении мировыми финансовыми организациями участвовали те страны, которые действительно имеют достаточно большой вес в экономике, на более справедливой основе.

Кроме того, сами функции должны быть разделены между организациями таким образом, чтобы их выполнение не мешало друг другу. Одни люди должны анализировать, что происходит в мировой экономике, другие координировать макроэкономическую политику, проводимую отдельными странами, третьи смотреть за резервными валютами, четвертые – за помощью развитию бедных стран. Иначе будет продолжаться такой же хаос, какой мы наблюдали в предшествующий период, который, по сути, привел к кризису для России. Это принципиально важно.

- Какую роль вы отводите в этом России?

- Россия от этого выиграет, поскольку для нас важно, чтобы мы сами не зависели исключительно от решений, принимаемых в одной или другой стране. Нам важно, чтобы мир стал более сбалансированным, чтобы действия, которые осуществляют правительства и центральные банки разных стран, действительно между собой координировались, тогда мы сможем чувствовать себя безопаснее во время кризисов, подобных нынешнему. Россия будет принимать участие во всей этой работе, и участвовать в выработке правил, и участвовать в управлении этими организациями.

- Россия претендует на роль страны, которая будет представлять резервную валюту. Хотя сегодня президент отметил, что по ряду пунктов мы не конкурентоспособны еще с другими претендентами. Что может последовать за этим? Что можно сделать?

- Сделать рубль резервной валютой нельзя до того, как мы повысим нашу конкурентоспособность, потому что привлекательность валюты определяется тем, насколько успешна страна в целом, и это задача, которая стоит перед нами. Это не просто какая-то мечта, желание, это вполне практическая задача. Мы можем сделать так, чтобы наши товары больше ценились в мире, мы можем сделать так, чтобы наши банки были более сильными, а значит, можем сделать так, чтобы рубль начал использоваться сначала в отношениях с нашими ближайшими партнерами, соседями – в торговле, в инвестициях, а потом, может быть, и для более широкого круга стран.

Сегодня мы уже видим, что наши усилия востребованы, мы участвуем в антикризисной политике уже не только внутри России, но и в целом на пространстве ЕврАзЭС и даже в целом СНГ. Мы участвуем в международных усилиях, а значит, рубль уже становится более значимой валютой. Для нас это выгодно, поскольку это будет услуга, которую мы оказываем другим странам. Мы будем от этого получать вполне конкретный выигрыш, но для этого нужно сделать так, чтобы это было удобно другим странам. Навязать мы никому ничего не сможем.

- Новость, которую будут еще достаточно долго обсуждать, которая станет темой для подробнейших дискуссий, – это заявление президента о повышении золота в глобальной валютной системе.

- Что касается золота, то пока речь не идет о каких-то новостях, хотя, конечно, в период нестабильности цена на золото всегда растет, и золото становится более привлекательным средством для сбережения. Мы считаем, что эти вопросы нужно обсуждать, нужно договариваться о правилах игры, о том как будет функционировать рынок, о том, возможно, что золото должно быть значимой частью вообще международной валютной системы. Не думаю, что оно заменит все, что есть, это было бы слишком наивно. Мир уже другой, он не такой, как был при золотом стандарте, но большая роль золота вполне может стать темой для обсуждения в ближайшие месяцы и ближайшие годы.

- То есть вам не показалось, что речь идет как раз о возвращении к золотому стандарту?

- Не думаю, что это сейчас актуально именно в таком узком понимании роли золота. Но есть эксперты в мире, которые говорят, что золотой стандарт возможен сейчас. Есть жесткие противники этого подхода. Есть те, кто просто в это не верит. И между ними может действительно развернуться интересное обсуждение, интересная дискуссия. Посмотрим, чем она закончится.

- Я благодарю вас, Аркадий Владимирович!