У "Московского комсомольца" совсем не комсомольский юбилей – 90 лет. В 1919 году это было небольшое городское молодёжное издание. Сейчас "МК" вырос до газеты федерального масштаба и выходит далеко за пределами России. Редакцию с юбилеем уже поздравил Дмитрий Медведев.

У "Московского комсомольца" совсем не комсомольский юбилей – 90 лет. В 1919 году это было небольшое городское молодёжное издание. Сейчас "МК" вырос до газеты федерального масштаба и выходит далеко за пределами России. Редакцию с юбилеем уже поздравил Дмитрий Медведев. Сейчас "Московский комсомолец" читают около 700 тысяч человек.

В "МК" почти никто не приходил зрелым журналистом. Созревали здесь. В самом названии – такой возраст, когда уже ничего не запрещают родители, и пока не запрещают годы. Здесь начинал Шолохов. Вот, найден в архиве его первый фельетон. Кажется, каждый номер в истории газеты остается вечно молодым: индустриализация, война, полет в космос. А этот листок в рамке на стене – подпольный выпуск газеты, которую в 91-м запретило временное правительство. Но газета выходила, как бы не запирали ее типографию.

"Мы печатали газету на ксероксе и раздавали. Я сам стоял с такой газетой около Смоленской площади недалеко от МИДа", – вспоминает Павел Гусев, главный редактор "Московского комсомольца".

Ни главный редактор, ни кто-либо другой в газете не догадывались, что настоящие потрясения будут немного позже. "МК" был одним из первых, кто расследовал коррупцию в армии. В ответ на газетную "бомбу" взорвалась бомба настоящая. В руках военного обозревателя Холодова. Еще до его похорон журналисты решили по Диминым материалам выпустить новую разгромную статью, которая впоследствии вошла в профессиональные учебники – "Паша-Мерседес", о тогдашнем министре обороны.

"Вся статья писалась, не знаю, около трёх часов. И всё так, с колес... Конечно, это повлияло на стиль написания статьи, конечно, реально трясло. Поэтому получилось немного грубовато, но от души!" – признается заместитель главного редактора газеты "Московский комсомолец" Вадим Поэгли.

Вадима Поэгли судили за клевету. Хотя все авторы "МК" были готовы подписаться под той статьей. Удивительно, но именно в лихие 90-е у газеты "рванул" тираж – 2 миллиона. "Московский комсомолец" стал выходить в регионах. Помимо свежих событий в нем читатели находили то, что не видели в других газетах. К примеру, шокирующие реальные истории по материалам судебных заседаний. Сложнейший жанр – судебный очерк. Причем, у материала – "женский взгляд".

"Я много раз пыталась прекратить это делать именно потому, что это просто невыносимая тяжесть: первое – это то, что ты хочешь помочь и понимаешь, что помочь не можешь, в второе – это чудовищное столкновение с нашей системой правоохранительных органов..." – вздыхает обозреватель газеты Ольга Богуславская.

Узнать "МК" в кипе утренних газет нетрудно: он обязательно промелькнет своим "контрольным выстрелом" – карикатурой. Что недосказано, то дорисовано. Жестко и правдиво. Все признают: Меринов – воистину профессор черного юмора.

"2 часа до подписания газеты, а я еще не знаю, что буду рисовать. Мне заказали новую карикатуру, попросили что-то доброе сделать к 90-летию газеты. Я неделю мучался! Я не знал! Что-то хотелось мне все какую-то гадость нарисовать!" – борется с силой привычки главный художник "МК" Алексей Меринов.

Когда Алексея позвали в "Комсомолец", не могли найти подходящую ставку. Зачем художник молодежной газете? Так здесь было всегда – энтузиазм превыше штатного расписания.

"Я пришла в 17 лет сюда. Почему? Это уникально: в здании сидели разные редакции, а здесь, потому как молодежная газета, и уборщица меньше получала за то, что мыла такие же полы", – до сих пор удивляется Елена Василюхина, отвественный секретарь газеты, заместитель главного редактора.

А музобозреватель Легостаев поначалу подрабатывал курьером в студенческие каникулы. И как-то предложил статью в "Звуковую дорожку" – легендарную рубрику. Еще при Брежневе эту музыкальную страничку аккуратно ножницами вырезали советские меломаны. А позже здесь появился первый в Союзе хит-парад.

"Читателям предлагали вырезать купончик, написать 3 свои любимые песни, отправить в редакцию. Письма, которые приходили в редакцию мешками, они запросто могли заставить этот кабинет! Купончики в них просто плавали, если честно", – делится своими воспоминаниями Илья Легостаев.

- И что с ними делали?
- Сидели, обрабатывали!

Теперь муз-чарт лишь карандашиком отмечают в верстке будущего номера. Все остальное – на компьютере. "Комсомолец" намерен побить рекорд российской прессы – меньше часа от сдачи номера до свежеотпечатанной газеты или журнала. У "МК" – 76 изданий, где указано вечномолодое название.