Тема:

Юбилей "Коммерсанта" 14 лет назад

Юбилей издания: твердый знак и острое перо "Коммерсанта"

"Мы празднуем столетие, в этом есть некоторое лукавство, но двадцатилетие √ настоящее", - признается генеральный директор издательского дома "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев.
"Мы празднуем столетие, в этом есть некоторое лукавство, но двадцатилетие √ настоящее", - признается генеральный директор издательского дома "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев.
Одно из самых известных и уважаемых печатных СМИ – "Коммерсантъ" отмечает сразу два юбилея. 100 лет назад вышел первый номер издания, а в 1989 году газета возобновила существование.

Одно из самых известных и уважаемых печатных СМИ – "Коммерсантъ" отмечает сразу два юбилея. 100 лет назад вышел первый номер издания, а в 1989 году газета возобновила существование.

Для сотрудников и гостей этот издательский дом начинается с ручки. Точнее, с ручкопожатия.

Для читателей "Коммерсантъ" начинается со свежей утренней газеты. С неизменным твердым знаком на конце она выходит в тираж вот уже двадцать лет. Юбилей. Причем двойной.

"Мы празднуем столетие, в этом есть некоторое лукавство, но двадцатилетие – настоящее", – признается генеральный директор издательского дома "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев.

Дореволюционная буква "еръ" красуется на передовице первого номера еще того исторического "Коммерсанта". Он издавался для всего-то трех тысяч московских купцов. Было, правда, и массовое приложение – "Вечерние известия". Так что же унаследовал современный "Твердый знак"?

"Он по качеству текстов похож на "Вечерние известия", а по солидности – на "Коммерсантъ". То есть такой желтизны, как была в "Вечерних известиях", в нынешнем "Коммерсанте" нет. Но и такой скуки, как была в историческом издании – тоже нет", – поясняет обозреватель "Коммерсанта" Евгений Жирнов.

Какие-то стандарты в журналистике не меняются веками. Вот заметка на передовице:

"Их Императорские Величества отбыли на виллу принцессы Баттенбергской".

- Пул?
- Да.
- То есть то, чем сейчас Колесников занимается?
- Да.

Андрей Колесников – специальный корреспондент, видел Путина, и написал про это книгу. Путин видел Колесникова, но вот в редакции "Коммерсанта" Андрея видят нечасто – пул обязывает. Сначала кремлевский, теперь – Белого дома.

"Я иногда приезжаю рано утром сюда на работу, когда сюда уже пришел кто-то из моих друзей. После этого я, наскоро поев здесь каши, уезжаю в командировку, куда-то довольно далеко. Я возвращаюсь из командировки, уже продиктовал заметку, приезжаю сюда, а они еще здесь сидят. И не заметили, как время прошло", – пересказывает свой рабочий день спецкорреспондент газеты Андрей Колесников.

Вот так, не замечая, как проходит время, даже ужинать порой приходится на рабочем месте, сотрудники делают газету, что еще в 90-х получила репутацию самой качественной на рынке.

Это здесь появились первые редакционные компьютеры. Это здесь их впервые объединили в сеть. Но не это главное.

"Главное, что создал "Коммерсантъ", во что трудно ткнуть пальцем, но можно почувствовать: он создал новый язык российской журналистики по отношению к журналистике советской. Язык свободной, точной информации", – делится Демьян Кудрявцев главной заслугой издания и журналистов работавших и работающих в нем.

"Заголовок "Белеет парус одинокий" невозможен, а вот "Белеет полюс одинокий" или "Белеет пандус одинокий" допустим, если, конечно, раньше его не было", – поясняет принцип редакционного отбора выпускающий редактор "Коммерсанта" Михаил Пророков.

Знаменитые коммерсантовские заголовки придумывает кто угодно, но не авторы материалов. Их обсуждают в отделах, в редакционном кафетерии с самым недорогим кофе в городе, на "летучках" у главного редактора, но в итоге все решается в этой комнате. Кабинет выпускающих, в смене их обычно двое, материалов – десятки. Вот статья о банкире. В 22:00 острый заголовок родился, в полночь – уже в типографии.

Издательский дом занял здание бывшей школы, и предусмотренный планировкой спортзал тут используется по назначению. Каратэ, айкидо, тренажеры, сегодня и вовсе экзотическая секция.

"Иай-до" по-японски – "искусство мгновенного обнажения меча". Журналистам газеты, конечно, чаще приходится обнажать диктофон, блокнот, или, на худой конец, лист бумаги. Но у тех, кто делает успехи в этом спортивном зале, в дополнение к слову появляется еще одно мощное оружие.

"Острый меч – острое перо!" Руководитель спортклуба, он же самый давний сотрудник "Коммерсанта" Юрий Вдовин, не удержался от аналогии. Перо это, как и старинный японский меч, не так-то просто затупить. "Коммерсантъ" начала двадцатого века закрылся, едва осилив двухтысячный номер, современный перевалил за отметку четыре тысячи.