Преодоление последствий финансового кризиса – что сделано, и что еще предстоит сделать – эти вопросы обсуждались на заседании президиума российского правительства в четверг. Главный результат – удалось избежать шоковой терапии. Об этом говорил Владимир Путин.

Преодоление последствий финансового кризиса – что сделано, и что еще предстоит сделать – эти вопросы обсуждались на заседании президиума российского правительства в четверг. Главный результат – удалось избежать шоковой терапии. Об этом говорил Владимир Путин. Все дальнейшие антикризисные меры, по словам премьера, должны приниматься прозрачно и публично – в постоянном диалоге с регионами, деловыми кругами, общественностью.

Правительство готово подвести промежуточные итоги борьбы с кризисом. Промежуточные, потому что борьба продолжается и кое в чем требует корректив, но точно – не смены приоритетов. Кабинет министров обещает и дальше действовать открыто. "Мы обещали, что как бы ни было трудно, никакой "шоковой терапии" не будет, – отмечает Владимир Путин. – Считаю, что основным результатом принятых мер как раз и стало то, что страна избежала кризисного шока. Мы дали возможность адаптироваться к возникшей ситуации всем участникам экономической деятельности и гражданам. Не допустили обвальной девальвации, снизили налоги. Поддержали наиболее пострадавшие от кризиса отрасли реального сектора экономики".

Помогать реальному сектору продолжат. Государство рассчитывает на активность банков, для которых утверждены новые формы поддержки. Прежние – не дали финансовой системе впасть в кризис. Озвученные сегодня – должны стимулировать более активное кредитование предприятий.

В ближайшие месяцы коммерческие частные банки могут обращаться за субординированными кредитами, то есть за такими, которые даются надолго, не могут быть потребованы досрочно, а дающий кредит не участвует потом в управлении банком. На эти цели будет дополнительно направлено еще сто миллиардов рублей. "Субординированный кредит получат те коммерческие банки, акционеры которых примут решение о соответствующем увеличении капитала за свой счет, – поясняет российский премьер. – То есть на один рубль дополнительной капитализации коммерческие банки получат один рубль субординированного кредита".

Взявшим субординированный кредит не рекомендовано уклоняться от кредитования предприятий. Министр экономического развития объяснила, что будет, если деньги банк возьмет, а помогать реальному сектору откажется. "Если это банки не соблюдают требований при получении субординированного кредита, это работает против репутации банка, – говорит министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. – Есть другие меры, которые может применять Банк России, чтобы ограничивать участие в других механизмах господдержки в будущем".

Будет увеличен и капитал государственных банков. Это касается ВТБ, Внешэкономбанка и, если потребуется, Сбербанка. Принятые меры, напомнил Путин, не только антикризисные, но еще и стратегические, связанные с формированием в России международного финансового центра и использованием рубля в качестве региональной валюты. "Последние события, связанные с кризисом еще раз убедительно доказали, насколько дискомфортной является избыточная зависимость от внешних источников финансирования, – продолжает Владимир Путин, – когда ключевые решения, затрагивающие российский финансовый рынок принимаются главным образом за пределами Российской Федерации. Причем, по критериям слабо связанным с реальным состоянием российских предприятий и российской экономики в целом".

Использование рубля в расчетах с Белоруссией, высокая степень кооперации предприятий с постсоветского пространства, считает Путин, делают задачу реальной. План по созданию в России международного финансового центра рассчитан на 5 лет.