Реактор для плавучей АЭС проходит испытания

В Нижнем Новгороде начались испытания первого в мире реактора для плавучей АЭС. Главное, что предстоит выяснить ученым, это его безопасность. Атомные электростанции на воде до России не строил никто. Внешне они почти как корабли, только с двумя реакторными установками на борту.

В Нижнем Новгороде начались испытания первого в мире реактора для плавучей АЭС. Главное, что предстоит выяснить ученым, это его безопасность. Атомные электростанции на воде до России не строил никто. Внешне они почти как корабли, только с двумя реакторными установками на борту, которые могут снабжать электричеством и теплом целый город. Транспортировать эти станции можно даже в самые отдаленные регионы, и заказы на новые установки сыплются со всего мира.

Съемка второпях, да еще на сверхсекретном заводе. Но как удержать в секрете, что первый реактор для первой в мире плавучей атомной станции собран, идут рабочие испытания? Тем более, уже известно: нижегородские конструкторы лет на десять обогнали и конкурентов, и науку.

"Данное изделие производится впервые и, конечно, чувствуется, что в руках что-то уникальное, и соответствующие чувства вызывает", – делится впечатлениями начальник цеха механосборочных работ Александр Попов.

Насос работает в воде. При температуре 100 градусов давление – 200 атмосфер. У него больше двух тысяч подшипников, гаек, и только шесть десятых секунды для остановки в случае аварии. Наивысший класс безопасности обеспечивает не сверхкомпьютер, а, как здесь говорят, "агрегат". Абсолютно передовая разработка для плавучей АЭС.

"На вид вроде железка. Но наше ноу-хау. Нигде в мире и в стране их не опробовали и не строили", – говорит начальник отдела разработки механизмов Уравления защиты реакторов Алексей Бартенев.

"Плавучке", так конструкторы называют станцию, не страшны ни арктические морозы, ни тропическая жара. Для повышения экологической безопасности в реакторе низкообогащенный уран. Но при этом мощность 35 мегаватт. То есть электричества и тепла вполне хватит стотысячному городу.

"Окупаемость у этих "плавучек" – пять лет. А рассчитаны они минимум на сорок лет работы. Значит все оставшееся время они будут работать на прибыль", – объясняет главный конструктор ОКБМ имю И.И. Африкантова Виталий Петрунин.

У первой мобильной атомной станции давняя история. В начале 70-х родилась идея построить на базе реактора для подводных лодок АЭС малой мощности. В 90-х проект был заморожен. С началом активного освоения заполярных месторождений нефти и газа северным территориям потребовалась инфраструктура – порты, дороги. К 2020 году старейшее в атомной отрасли КБ имени Африкантова планирует построить целую флотилию – семь плавучих станций.

"Тут чистота работы – 8, самый высокий уровень – 10, то есть почти как зеркало, чуть грубее", – говорит токарь Максим Федяков.

По восемь часов в смену Максим Федяков, как японский шлифовщик, полирует детали. Рабочие испытания первого реактора только начались, но завод уже переходит на серийное производство. В КБ уверены, кроме России в мире еще много точек, где нужны плавучие атомные станции.

Еще плавучая станция будет опреснять воду, ее дефицит в мире, по данным ООН, сегодня 230 миллиардов кубометров. Заполучить это водоплавающие чудо уже захотели два десятка стран, среди них – Китай, Мозамбик и Республика Кабо-Верде.