"Пахтакор" – команда высокого полета

Печальная дата в истории отечественной авиации и спорта. 30 лет назад в небе над Украиной столкнулись два пассажирских самолета, погибли 178 человек. На одном из лайнеров в Минск из Ташкента летела на футбольный матч команда "Пахтакор". Причиной катастрофы признали ошибку молодого диспетчера.

Печальная дата в истории отечественной авиации и спорта. 30 лет назад в небе над Украиной столкнулись два пассажирских самолета, погибли 178 человек. На одном из лайнеров в Минск из Ташкента летела на футбольный матч команда "Пахтакор". Причиной катастрофы признали ошибку молодого диспетчера.

"Взрыв прямо перед глазами! Как будто атомная бомба взорвалась… Гриб такой и сверху обломки медленно опускаются", – вспоминает Евгений Мишук, житель украинского села Куриловка. В тот день в селе играли свадьбу, на другом конце шли похороны.

"Пахтакор" 1979 года – гроза авторитетов. Половина команды находится в олимпийской сборной Союза. Ташкентские болельщики надеются на "золото" в чемпионате страны. Главный тренер Олег Базилевич улетел в Минск на день раньше.

"У меня была хорошая команда. Команда, которая выступала в тот момент лучше, чем "Днепр", – говорит Олег Базилевич, в 1979 году – главный тренер "Пахтакора".

К катастрофе мог быть причастен первый секретарь компартии Украины Щербицкий, покровитель киевского "Динамо". С узбекским коллегой Рашидовым, который опекал "Пахтакор", они конкуренты, шептались на кухнях. А может Брежнев? В небе якобы был и борт генсека. Расследование отметает слухи. Виноват человеческий фактор харьковских диспетчеров, с чьих радаров навсегда исчезли самолеты.

Харьковский аэропорт лишь внешне представляет собой тихую воздушную гавань, наверху – постоянный час-пик. В 1979 году в зоне ответственности за сутки находилось до 700 самолетов. А тут еще литерный борт, которому нужно срочно освобождать эшелон. На языке диспетчеров это называется "свалка". Скоро она обернется трагедией.

Диспетчеру Сумскому та смена перечеркнула биографию – 15 лет колонии. Всё решат три фразы. Сумской, видя ошибку молодого коллеги, неправильно рассчитавшего время встречи двух самолетов, дает команду борту 735, летящему из Ташкента, срочно набрать высоту, но тот не услышит. "Воронеж-Кишинев" тоже будет молчать до катастрофы. Ответит штурман третьего самолета – Ил-62. Его слова диспетчер примет за подтверждение своей команды.

Через минуту и пять секунд командир кукурузника, что летел ниже, выйдет в эфир со страшным сообщением: "Вижу падающих людей". Одна из женщин, чей ребенок погиб в катастрофе, на суд придет с топором.

"Если бы я ценой своей жизни мог всех, кто погиб, вернуть, я бы сделал это не задумываясь. Но, к сожалению, ничего вернуть уже нельзя", – говорит Владимир Сумской.

В "Советском спорте" об этом написали небольшую заметку. Из реликвий осталась программка матча, что так и не сыграли в Минске. Прощаться с теми, кто играл в такой большой футбол, пришла половина Ташкента. У вдовы тренера Аллы Тазетдиновой есть и сейчас вопросы к делу под секретным грифом.

"Суд вел Чайковский, бывший военный летчик. Спустя 20 лет я встретилась с ним. А он сказал: "Зачем вы рубите сук, на котором я сижу? Я действующий прокурор", – вспоминает Алла Тазетдинова.

На помощь пришел весь футбольный союз. Спасать "Пахтакор" от турнирной гибели, играя за него, поехали игроки из всей высшей лиги. Также вместе теперь собрали деньги на мемориал команде высокого полета. 30 лет назад полет внезапно прервался.