30 лет назад разбился "Пахтакор"

30 лет назад - 11 августа 1979 года - в Советском Союзе произошла крупная авиакатастрофа. В небе близ украинского Днепродзержинска столкнулись два пассажирских самолета Ту-134. Впрочем, если бы на борту одного из лайнеров не находилась футбольная команда высшей лиги - ташкентский "Пахтакор", - об этой аварии вообще бы ничего не сообщили.

Теперь в это трудно поверить, но о трагических происшествиях на транспорте, в те времена чаще всего не сообщали. Кому положено - и так знают. Кого коснулось, родственников - известят своим чередом. А остальным-то зачем? Если бы не особый разряд пассажиров одного из лайнеров - футбольная команда "Пахтакор", летевшая из Ташкента в Минск на игру чемпионата Союза с местным "Динамо", - то, говоря тогдашним языком, "резонанса это событие не получило бы".

Собственно, так, в двух разных плоскостях эта трагедия и вошла в историю. Трагическая - в одночасье - гибель целой команды мастеров. "Пахтакор" был тогда на подъеме. Симпатичная многонациональная команда. За нее немало людей по всей стране болело, и не только в Узбекистане.

Собственно, из коллективного некролога в "Советском спорте" и пошла в огласку эта катастрофа. Все клубы высшей лиги делегировали в обескровленный "Пахтакор" своих игроков. В регламент чемпионата СССР был внесен специальный пункт, по которому в течение пяти лет независимо от результата "Пахтакор" сохранял место в высшем дивизионе советского футбола.

О причинах катастрофы и о других жертвах разговора было не в пример меньше. Можно сказать, что его вообще не было. О чем говорить? Два во всех отношениях рядовых рейса. С промежуточными посадками. Один по маршруту Ташкент - Гурьев- Донецк - Минск. Другой, получилось, что встречный - Челябинск - Воронеж - Кишинев. Они не должны были пересечься, если бы...

Вот витиеватая цитата из официального источника: "В условиях большой плотности воздушного движения в зоне ответственности Харьковского центра, вызванной закрытием части эшелонов из-за пролета "литерного" борта, диспетчеры допустили опасное сближение, которое привело к столкновению двух Ту-134".

Про этот литерный борт, конечно, тут же возникли слухи, что, мол, чуть ли не сам Брежнев летел. Кто знает? Доподлинно известно, что это был самолет Ил-62. И его пилот выполнил команду диспетчера уйти выше. А диспетчеры почему-то решили, что ключевое слово "понял" произнес командир белорусского экипажа, который в Минск летел с "Пахтакором".

Всего в том столкновении погибло 178 человек. Виновными суд определил двух диспетчеров. Причем старшего смены оставили за кадром. Не говоря уже о руководителях более высокого ранга. Их на суде не было даже в качестве свидетелей.