Не так давно невыплаченные потребительские кредиты стали основанием для появления коллекторских компаний. Согласно экономическому определению, эти компании должны заниматься обоюдовыгодным улаживанием проблем, возникающих между банком и его должниками. Однако чем больше неплательщиков становится, тем сильнее российское коллекторство напоминает выбивание долгов. В последний месяц многие посредники между заемщиками и кредиторами в своей работе настолько близко подошли к примитивному рэкету, что российский экономический организм стал вырабатывать своеобразные антитела, уже получившие название антиколлекторских агентств.
"Если вы не погасите задолженность по кредиту, у вас начнутся серьёзные неприятности". Такое напоминание Людмила Гаевская услышала вскоре после того, как стала задерживать выплаты по взятому год назад потребительскому кредиту. Прошло несколько дней, и о задолженности стали напоминать не только её, но и членам её семьи. "Потом приехали ко мне домой, я была на работе. Они отыскали мужа на работе. Стали агрессивно себя вести и угрожать. Говорили: занимайте, где хотите, звонили моей сестре", - рассказывает Людмила.
Так выглядит одна из безобидных форм работы так называемых коллекторов. Именно так называемых, поскольку к настоящему коллекторству работа кредитонапоминателей никак не относится, уверен юрист Дмитрий Волосатов: "Коллектор – это организация, профессионально занимающаяся скупкой долгов дисконтом и последующим их взысканием. И здесь нужно отличать две категории – это коллекторы в чистом виде и те люди, которые представляются коллекторами. Это могут быть сотрудники безопасности банка".
Деятельность большинства называющих себя коллекторскими фирм освежают в памяти заёмщиков воспоминания и легенды о последнем десятилетии ХХ века. И люди ищут способ защититься, о чем ярко свидетельсвует статистика интернет-поисковиков. На одном из них с марта по сентябрь 2008 года словосочетание "антиколлекторское агентство" искали 296 раз, а вот в феврале 2009 зафиксировано около 2000 таких запросов. Обратившись в такое агентство, попавший под коллекторский пресс должник получает главный совет: любое общение с кредитором должно проходить в рамках закона, нормы которого небесполезно знать, уверен юрист Дмитрий Волосатов: "У заёмщика есть не только обязанности, но и целый набор прав, который, если вы их реализуете надлежащим образом, поможет разрешить ситуацию и выйти из неё с минимальными потерями. Очень много банков являются недобросовестными в отношении заёмщиков. Они ненадлежащим образом оповещают человека о размере эффективной ставки, забивают в кредитные договора скрытые проценты, комиссии и так далее. То есть здесь имеет смысл детально изучить все условия договора и в случае несоответствия всё-таки оспаривать сумму, подлежащую оплате".
Впрочем, заниматься самостоятельным изучением кредитного договора или законодательных актов, регулирующих работу банков, вовсе не обязательно. Для этого и существуют антиколлекторы – люди, точно знающие где в отношениях кредитора и заёмщика проходит граница дозволенного, и как помешать коллектору эту границу нарушить. Профессионалу призвать стороны к порядку несложно, поскольку напоминатель о долге рассчитывает главным образом на психологический эффект, абсолютно бесполезный в разговоре с юристом. "В любом случае общаться с вашим кредитором не вам напрямую, а через вашего представителя, поскольку это сглаживает психологический эффект, на который надеются. Профессионал на юридическом языке всегда сумеет объяснить кредитору правильность или неправильность действий заёмщика", - объясняет Волосатов.
Нередко напоминания о пакете документов, который должен предъявить пришедший к заёмщику коллектор, бывает достаточным, чтобы банк-кредитор согласился рассмотреть возможность предоставления отсрочки платежа, а иногда и просто подождать, пока у должника появятся деньги. Однако большинство заёмщиков под психологическим напором якобы коллектора пасует и стремится решить проблему "по понятиям", соглашаясь практически на все условия банка, такие, например, как неожиданно выросший процент по кредиту или произвольная сумма штрафа.
Людмила Гаевская, чтобы расплатиться с банком, заняла понемногу практически у всех своих знакомых: "Когда мы с сестрой поехали платить указанную всю сумму, которую мне назвали, они даже спустились с нами к банкомату проверить, действительно ли мы будем платить, и оплату требовали только в их заведении".
По расчетам экономистов, пик неплатежей по кредитам ещё впереди. Однако роста коллекторов и антиколлекторов это может и не вызвать. Всё больше должников поступают так, как подсказывает логика цивилизованного общества, и сразу после угрожающего напоминания о кредите сообщают в милицию. Только в Ростове-на-Дону за последний месяц зарегистрировано несколько десятков таких обращений, после которых рвение коллекторов сходит, как правило, на нет.























































































