Константин Асмолов: денуклеаризация КНДР зависит от Южной Кореи

Армия КНДР приведена в состояние повышенной боеготовности в связи с совместными учениями войск Южной Кореи и США
КНДР дала понять, что готова к возобновлению переговоров по своей ядерной программе. В интервью Вестям.Ru старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов выразил мнение, что судьба этих переговоров целиком зависит от соседней Кореи - Южной.

Северная Корея дала понять, что готова к возобновлению переговоров по своей ядерной программе. В интервью Вестям.Ru старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов выразил мнение, что результативность этих переговоров сегодня практически целиком зависит от соседней Кореи - Южной.

"Проблема, с моей точки зрения, в том, что для того, чтобы все получилось, переговоры должны быть переговорами, и это зависит не только и не столько от Северной Кореи, - считает Асмолов. - Проблема здесь в следующем. К сожалению, мировой опыт показывает, что альтернативы ядерному щиту на данный момент нет. Это хорошо показал иракский опыт. Поэтому для того, чтобы Северная Корея действительно разоружилась бы полностью, без возможности в случае чего воссоздать свою ядерную программу, ей нужно, естественно, предложить вменяемую альтернативу".

А такой альтернативы, по мнению эксперта, просто нет. Система международного права находится в таком положении, когда договор, который прошлый президент заключил, новый вполне может отменить. И у северян есть минимум два неприятных примера с этим связанных.

"Первый пример это то, как изменилась ситуация с США, когда к власти пришел Буш. Когда все договоренности, имеющие отношение к рамочному соглашению, были благополучно перечеркнуты, а через некоторое время именно американской стороной был спровоцирован второй виток ядерного кризиса, - рассказывает Асмолов. - И второй момент это более или менее недавние события. Когда 10 лет сложного движения навстречу друг другу в рамках политики межкорейского диалога были перечеркнуты президентом Южной Кореи Ли Мен Баком, который довольно жестко ушел в проамериканский лагерь".

Отчасти именно из-за этого Северная Корея перестала видеть смысл в шестисторонних переговорах, - считает Константин Асмолов. Южная Корея стала, по сути дела, третьим голосом в американо-японском блоке.

"Этому есть несколько причин. Одна из них то, что, к сожалению, внешнеполитическая стратегия президента Ли Мен Бака оказалась, по сути дела, в руках даже не нео- а палеоконсерваторов – то есть, тех людей, которые 10 лет были вне внешней политики, и теперь по законам логики фракционной борьбы активно откатывают время назад, при этом во многом являясь людьми, которые живут на таком же другом глобусе, как и северокорейцы. То есть, это люди, у которых несколько странное представление о реальности, - рассказывает эксперт. - Естественно, в такой ситуации, даже если Россия и Китай будут в каждом случае поддерживать Северную Корею, а это не совсем верно, потому что политика России и КНР в отношении Северной Кореи, скажем так, непростая, получается расклад трое на трое, и по сути дела, переговоры зависают. Поэтому с моей точки зрения, решающая роль, как ни странно, принадлежит сейчас не Северной, а Южной Корее. Потому что именно она является той страной, чье изменение позиции в состоянии сделать переговоры переговорами, а не сериями обменов резкими заявлениями, за которыми ничего не стоит".