В пятницу в Кремле предметно обсуждали отношения России и Евросоюза, в том числе в вопросах энергетической безопасности. В Москву приехала внушительная делегация еврокомиссаров во главе с Жозэ Мануэлом Баррозу.

В пятницу в Кремле предметно обсуждали отношения России и Евросоюза, в том числе в вопросах энергетической безопасности. В Москву приехала внушительная делегация еврокомиссаров во главе с Жозэ Мануэлом Баррозу. Как показал январский газовый кризис, существующие международные механизмы, в том числе Энергетическая хартия, не всегда защищают поставщика и потребителя.

Переговоры между Россией и Евросоюзом изначально были обречены на чрезвычайный интерес со стороны политиков и журналистов. Ведь совсем немного времени прошло с тех пор, как люди в Европе две недели жили с остывшими батареями. И вопрос, как сделать, чтобы ничего подобного больше не произошло, разумеется, стал одним из основных.

"Ситуация очень уязвима, и сколько бы мы ни говорили о том, что такого рода проблемы должны решаться на двустороннем уровне или должны решаться теми странами, которые находятся в конфликте, к сожалению, от этого страдают интересы третьих лиц. Раз это так, нам нужно подумать о том, чтобы создать полноценную международную правовую систему защиты от подобных инцидентов, потому что нынешняя система не срабатывает. Я имею в виду и Энергетическую хартию", – заявил президент России Дмитрий Медведев.

Это предложение Еврокомиссия обязательно изучит, заверил потом ее глава Баррозу. После переговоров с Медведевым делегация встречалась с российским правительством. Потому что ЕС очень заинтересован в стабильных поставках газа. В современных условиях одна из гарантий стабильности, дал понять премьер Путин, контроль за транзитом по территории Украины: "Мы и раньше выступали за создание механизма контроля, и просили бы его продолжать хотя бы до окончания первого квартала текущего года. Вместе с тем мы обратили внимание на то, что, к сожалению, до сих пор наши представители не были допущены ни на объединенный диспетчерский пункт в Киеве, ни на подземные газовые хранилища".

И если на эту ремарку Баррозу не ответил ничего, то весьма конкретно ответил на вопрос о газопроводах "Северный" и "Южный поток", о необходимости которых в Европе почему-то до сих пор спорят. "Я, честно говоря, даже не думал, что мне придется столько заниматься газовыми делами. Я прошел такой ускоренный курс самоообразования. И хочу сказать – мы за диверсификацию. Мы никогда не выступали ни против "Южного", ни против "Северного потока". Россия останется нашим самым важным партнером в плане поставок газа в Европу", – отметил Баррозу.

Но европейские чиновники, наверное, изменили сами себе, если бы не упомянули тему прав и свобод в России. Путин ответил, что к такому разговору Россия готова, но предлагает подходить к вопросу комплексно: "Мы не удовлетворены до сих пор тем, как решаются проблемы русскоязычного меньшинства в Прибалтике. Мы знаем о правах эмигрантов в странах Европы и о том, как они нарушаются. Прошу господина Баррозу, примите, пожалуйста, ответную шайбу от правительства РФ".

"И у нас есть проблемы, и мы не закрываем на них глаза. Но мы считаем, что такие вопросы, как правовое государство или верховенство закона и права человека, важнее дипломатии между государствами", – ответил Баррозу.

Доверие между Россией и Европой, о котором так много говорят в последнее время, подытожил Путин, может укрепиться лишь при одном условии: равном отношении друг к другу. "Если признали Косово, то почему не могут быть признаны другие? То же самое касается энергетики – давайте выработаем единые правила. Мы готовы искать компромисс, учитывая интересы партнеров. Но мы требуем, чтобы к нам относились так же", – подчеркнул российский премьер.

Такая постановка вопроса, по словам премьера, нашла понимание у европейских коллег. Насколько хорошо, станет понятно уже в мае, когда пройдет большой саммит Россия-ЕС.