Расследованием пожара на юго-западе Москвы занялась столичная прокуратура. Там заявили, что планируют возбудить уголовное дело. Однако не то что наказать – найти виновных будет не так-то просто, ведь взорвавшуюся трубу прокладывали 30 лет назад.

Расследованием пожара на юго-западе Москвы (ВИДЕО) занялась столичная прокуратура. Там заявили, что планируют возбудить уголовное дело. Однако не то что наказать – найти виновных будет не так-то просто, ведь взорвавшуюся трубу (ФОТО) прокладывали 30 лет назад. К тому же куда более важно для москвичей – выяснить, где еще в городе есть опасные газовые трубы.

Восстановление газовой магистрали на юго-западе столицы подходит к концу. Трубу на Озерной улице заменили. Сейчас систему тестируют. Если все показатели будут в норме, участок закопают, заасфальтируют и откроют автомобильное движение. Разбираться в причинах недавней аварии, очевидно, будут значительно дольше. Материала, собранного в эпицентре взрыва, следствию недостаточно – нужно еще изучить "историю" трубы в архиве технической документации. Впрочем, вектор исследования уже понятен. Мэр Москвы, находясь сегодня в Японии, снова вернулся к теме очаковской аварии.

"Я могу с полным основанием сказать, что это – техногенная авария, которая произошла из-за того, что в 1976 году трубопровод среднего давления – это 12 атмосфер – хотя средним его вообще говоря назвать трудно, был сварен достаточно неграмотно", – заявил Юрий Лужков.

"Неграмотно сварен" – важное словосочетание в сообщении мэра и довольно уязвимое, ведь после 15 часов интенсивного горения, когда плавилось все в округе, найти "неграмотные" сварочные швы затруднительно. Но версия имеет право на жизнь, считают специалисты по сварке. Такие проблемные участки на трубопроводах можно встретить где угодно.

"Если бы я назвал, сколько сейчас обнаружено различного рода дефектов в трубопроводных системах... Но я не буду говорить эту цифру. Она страшная", – сказал Олег Стеклов, заведующий кафедрой "Сварка и мониторинг нефтегазовых сооружений" РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина.

Другая причина, названная заместителем мэра Петром Бирюковым, звучит коротко: коррозия. Но правильно защищенная труба с толщиной стали 14 сантиметров подвергается коррозии на одну десятую миллиметра в год, то есть за 30 лет ржавчина съест лишь 3-4 миллиметра.

"Остаточная величина – 10 миллиметров. По всем прочностным характеристикам трубных сталей труба должна была стоять", – подчеркнул Всеволод Притула, доктор технических наук, профессор.

А если газовая труба не защищена, не закрыта специальными материалами, которые требовали ГОСТы 30-летней давности, тогда ее деформация происходит невероятно быстро. На магистраль могут действовать так называемые блуждающие токи – от таких же незащищенных правильно силовых кабелей, от железнодорожных путей. И если еще грунт токопроводящий, то коррозия может "съесть" металл за год-два. Именно этой версии придерживаются следственные органы, показывая на то, что злополучная труба не была защищена большей трубой, трубой-футляром.

"В ходе проверки установлено, что причина разрыва трубы и последующего взрыва газопровода – его незащищенность трубой-футляром. Причиной же возгорания послужили возникшие в результате разрыва газопровода и ударной волны короткие замыкания в силовом кабеле, расположенном в непосредственной близости от аварийного газопровода", – заявила Валентина Титова, представитель пресс-службы прокуратуры Москвы.

Найти виноватого будет непросто. По одним параметрам этот трубопровод – магистральный, по другим – городской. У них разные стандарты и сроки эксплуатации. Но уже ясно, что трубы с превышенным этого срока проходят практически везде. Их невозможно заменить все сразу. Их нужно хотя бы проверять. И учитывать, что любая утечка в них может расплавить целый жилой квартал.