В ночь на 10 мая на юго-западе Москвы случился крупнейший за последние десятилетия пожар (ВИДЕО). Произошел прорыв участка газовой трубы, расположенного под землей. Пострадали пятеро прохожих. Сгорели десятки автомобилей, уникальное оборудование научных лабораторий. Городские власти утверждают, что причина взрыва "носит исключительно техногенный характер" и обещают материальную компенсацию всем пострадавшим.
Сразу после того, как факел (ВИДЕО) был потушен, встал вопрос о причине взрыва. На этот вопрос ответ ищут специалисты. Как сразу же заявил мэр Москвы Юрий Лужков, побывавший на месте происшествия, "на 99% это техногенная катастрофа". Это же он подтвердил в Японии, отвечая на вопросы журналистов: "Я могу с полным основанием сказать, что это техногенная авария, которая произошла из-за того, что в 1976 году трубопровод среднего давления – это 12 атмосфер – сварен был достаточно неграмотно".
С Лужковым частично согласен заведующий кафедрой сварки Московского государственного индустриального университета, профессор Александр Акулов. Однако он считает, что точную причину аварии смогут установить лишь специалисты: "Здесь может быть, конечно, виноваты и сварные швы, которые оказались, возможно, с дефектами. Может быть, и в самом металле какие-то местные скопления, вредные примеси, такие как сера и фосфор. Дефект постепенно в процессе эксплуатации трубопровода может увеличиваться в размерах, достигает какой-то критической величины и может привести к разрушению сварного шва".
Есть версия некачественного проведения ремонтных работ на этом участке газопровода и плохо закрученного аварийного вентиля.
"Техногенная" трактовка событий – и у руководителя Следственного управления по Москве Анатолия Багмета: "Теракта не было. Такая версия не рассматривается. Уголовное дело по факту аварии на газопроводе пока не возбуждалось". При этом версии терактов появились в СМИ. Вспомнили аналогичный взрыв 7 ноября 2000 года. Тогда его виновником стала одна из экстремистских организаций. Ее активисты получили тюремный срок.
На сегодняшний день расследование причин аварии поручено специальной комиссии Ростехнадзора. Определен и объем ущерба – в огне пострадали трех- и семиэтажное здания. В частности, сгорели лаборатории НИИ им. Карпова. Его генеральный директор Алексей Алякин говорит: "На сегодняшний момент ущерб огромен. Мы даже не ожидали, что он настолько большой. Многие работы, которые нами велись в оборонно-промышленном комплексе, на сегодняшний день утеряны. Насколько они утеряны до конца, мы не знаем пока, но сильно пострадала научная база, сильно пострадала техническая литература. Мы оцениваем ущерб в несколько сот, наверное, даже миллиардов рублей. Это только по технической литературе и только по техническим приборам. Самое плохое, что они были как на бумажных, так и на электронных носителях, все находились в одном месте. Будем как-то восстанавливать, но это займет точно даже не один год".
В ходе десятичасового пожара пострадали автомобили. 12 полностью сгорели, 80 машин повреждены. Пять человек получили ожоги. Юрий Лужков сразу заявил, что ущерб будет возмещен из городской казны. На эти цели расходуются деньги резервного фонда, пояснил нам адвокат Игорь Трунов: "В соответствии с правилами финансового обеспечения мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а это правило относится как к федеральной власти, так и к субъектам РФ, материальную помощь оказывают субъекты РФ. Впоследствии им выделяются средства из резервного фонда. Оказание гражданам единовременной материальной помощи – это цифра до 25 тысяч рублей. В связи с утратой имущества – до 100 тысяч рублей выделяется правительством Москвы в этой ситуации".
На сегодняшний день в резервном фонде Москвы – 5,5 миллиарда рублей. Выплаты могут проводиться по двум направлениям – либо мировое соглашение, когда правительство Москвы само определяет сумму возмещения, либо владелец поврежденного имущества, в данном случае автомобиля, собирает документы.
Вот что рассказал директор адвокатского бюро "Смаль и партнеры" Максим Смаль: "Да им вообще в любом случае необходимо в первую очередь зафиксировать этот ущерб, провести экспертизу этого ущерба в обычном порядке. Так как это делается после любого ДТП. И уже имея на руках экспертное заключение, можно разговаривать с представителями города о компенсации, потому что, мне представляется, что все-таки они постараются свести эту сумму к какой-то более или менее удобной для городского бюджета".
Если автовладелец не договорится с властями, дело решается в суде. Есть еще один интересный нюанс – если пострадала неправильно припаркованная машина, ее владелец тоже получит компенсацию, пояснил Максим Смаль: "Если человек нарушил правила дорожного движения и припарковался в неположенном месте, его можно оштрафовать, но это не означает, что его автомобиль можно палить без возмещения ущерба".
Автостраховщики также выплатят владельцам пострадавших авто компенсацию, если в индивидуальном страховом полисе оговаривается ущерб в результате ЧП. Для получения страховки надо предоставить справку от пожарных, пояснил заместитель гендиректора страхового общества "Ресо-Гарантия Игорь Иванов: "С установлением факта страхового случая – здесь все просто и понятно. Сложности всегда возникают при оценке ущерба. Если ущерб незначительный, оценить его легко. Если ущерб тотальный, машина полностью уничтожена, тоже ее оценить не вызывает затруднений, можно сделать быстро. А беда, когда что-то есть, что сразу на первый взгляд не оценишь, и возникает необходимость уточнения размера ущерба уже в процессе ремонта, то есть так называемые скрытые повреждения".
Игорь Иванов пояснил, что с момента подачи всех документов владелец пострадавшего автомобиля получит страховую выплату в течение 20 дней.