Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев в интервью телеканалу "Вести" рассказал о том, что пришлось пережить США в 30-х годах и как фотографии тех событий могли оказаться на скандальной выставке в Севастополе, посвященной голоду 30-х годов на Украине.

Служба безопасности Украины принесла извинения за скандальную выставку, посвященную голоду 30-х годов на Украине. Среди представленных публике фотографий оказались снимки, где запечатлены жители США, пострадавшие во время Великой депрессии и засухи, охватившей несколько американских штатов. О том, что пришлось пережить США в 30-х годах и как фотографии тех событий могли оказаться в руках Службы безопасности Украины, в интервью телеканалу "Вести" рассказал директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулев.

- Юрий Николаевич, судя по тому что Украина пошла на такую фальсификацию, внешние проявления этих двух трагедий были весьма схожи. И пришлись они на одни и те же – 30-е – годы прошлого века. Как их тогда пережили в США?

- Это был один из трагичных периодов в истории США. Америка пострадала гораздо сильнее других государств от экономического кризиса 30-х годов. Но последствия кризиса растянулись практически на целые десятилетия, которые называются Великой депрессией. От него пострадали миллионы людей, потому что в США не было никаких социальных программ, которые могли бы облегчить положение людей. Их нужно было принимать очень срочно в ходе уже самого кризиса. Кризис затронул промышленность Соединенных Штатов. Безработица была очень высокой – свыше 15 миллионов человек потеряли работу. В то времен в США работал в семье, как правило, один человек – кормилец, отец. Когда он терял работу, без средств к существованию оставалась вся семья. Ситуация была очень серьезной. Не лучше была и ситуация в сельском хозяйстве. За тот период разорилось порядка 600 тысяч ферм. И положение в сельском хозяйстве еще более усугубилось из-за того, что к середине 30-х годов, начиная с 1935 года, целый ряд штатов оказался подвержен засухе. И ее последствия были действительно катастрофическими. Целый ряд районов оказался не пригоден для проживания. Случилось это из-за того, что земли быстро заселялись, леса вырубались. В результате, начиная от Мексиканского залива до Великих озер, образовались Великие прерии, равнина, и это привело к такого рода природным явлениям, которые вызывали эрозию, сильные ветры. Почва, плодородный верхний слой, сдувалась, пески наступали, и целый ряд штатов оказался подвержен этому явлению. Люди были вынуждены переселяться. Там невозможно было жить.

- Благодаря этой печально знаменитой выставке на Украине мы вынуждены проводить параллели между события в Советском Союзе и Америке. Украина постоянно педалирует тему ответственности советской власти за те события. В США те, кто пережил ту трагедию, призывают власти к ответу?

- Конечно, это законная позиция. Если кто-то виноват, то он должен нести ответственность за это. Но, к сожалению, в Соединенных Штатах в 30-е годы до периода нового курса Рузвельта практически отсутствовали какие-либо государственные программы, и люди, как правило, винили сами себя. Идеология индивидуализма была широко распространена, поэтому не было принято перекладывать ответственность за свое бедственное положение на кого-либо еще. Но в данном случае, конечно, мы имеем дело с такими масштабами, при которых были затронуты миллионы людей. И без вмешательства государства, без соответствующих программ, которые тогда стали приниматься, безусловно, преодолеть эти трудности было невозможно. Что же касается Украины, то она не просто обвиняет советскую власть – она говорит о целенаправленной политике в отношении украинского народа.

- Политике геноцида.

- Да.

- Вернемся в США. Вы говорили, что там была и засуха, и повальная безработица. Как люди боролись с этим условиями? Как каждый из них пытался справиться?

- В тот период были начаты многие масштабные проекты. В первую очередь они были связаны с программой общественных работ, на которых были задействованы несколько миллионов человек. Эти работы позволяли строить дороги, социально значимые объекты: стадионы, школы, больницы, мосты, инфраструктуру. Это, конечно, позволило США смягчить последствия кризиса.

- Это была такая антикризисная программа?

- Совершенно верно. Кроме того, были начаты программы вспомоществования, то есть прямой продовольственной и денежной помощи, тем слоям населения, которые не имели средств к существованию. Многие из таких программ существуют в США и поныне.

- Как этот кризис отразился на разных социальных слоях общества? Ощущались ли разные стартовые условия перед началом кризиса или одинаково недоедали все?

- Здесь все-таки нужно принимать во внимание, что кризис поразил работающую экономику США. Более того, это был кризис перепроизводства. В этой связи, конечно, останавливались предприятия, сельскохозяйственное производство, поскольку невозможно было реализовать ту продукцию, которая была произведена. А это означало остановку предприятия, увольнения, потерю работы, потерю дохода. По цепочке этот кризис стал охватывать многие отрасли, в том числе финансовую сферу. В этой связи последствия для разных слоев были, конечно, абсолютно разные. Многие простые американцы теряли единственный источник дохода. А у зажиточных слоев в США, конечно, средства оставались, и они вполне их могли использовать и не ощущали таких потерь, как простые американцы. Как сказал в тот период в одной из своих речей президент Рузвельт, треть страны недоедает, плохо одета и не имеет крыши над головой. Вот каковы были масштабы. Примерно треть страны опустилась за черту бедности.

- А много ли вы видите общего между кризисом 30-х годов и нынешним кризисом? Могут ли нынешние политики учиться на уроках политиков тех времен?

- Они должны учиться. Общее, конечно, есть. И заключается это в том, что кризис также начался с финансовых структур. С биржевого краха начался кризис 1929 года. И сейчас мы видим , что в первую очередь затронуты банки, финансовые структуры, но потихоньку кризис начинает перетекать и затрагивать промышленную сферу и другие сферы производства. Конечно, именно тогда были введены программы регулирования, о которых почему-то в меньшей степени стали говорить в последние годы. Программы, которые препятствовали созданию финансовых пирамид, препятствовали различного рода злоупотреблениям на финансовом рынке. Многие из этих препятствий были сняты в 90-е годы, в период дерегулирования в США, поэтому я вижу в этом одну из причин. Разница заключается в том, что нынешний кризис носит более глобальный характер. И эти последствия ощущаются практически всеми странами, в которых даже такого рода события не предполагались, например, в России. Многие считали, что нас кризис обойдет стороной и нет никаких оснований опасаться, что события, развивающиеся в США, затронут и финансовые сферы России.

- Возвращаемся к украинской выставке. Как вы думаете, как фотографии времен Великой депрессии оказались у ее организаторов? Много ли вообще документальных свидетельств тех событий и легко ли их найти, например, в Интернете?

- Я просто диву даюсь, как эти фотографии смогли оказаться на такого рода выставке! Во-первых, потому, что таких фотографий очень много.

- Они хранятся в каких-то архивах?

- Да. Например, в архиве Президентской библиотеки Рузвельта в Гайд-парке. Есть специальные сайты кино- и фотодокументов, которые доступны для общественности. Более того, целый ряд таких фотографий был сделан известными художниками, и они хранятся на сайтах этих художников. Это были известные фотожурналисты, фотомастера. Среди этих фотографий – я боюсь ошибиться – одна или две были сделаны известнейшими фотографами США. Только несведущий человек мог пойти на то, чтобы использовать фотографии известных художников.

- Совершенно непонятно, на что рассчитывали люди. Разоблачение было бы просто неизбежно.

- Безусловно. Потому что это не только внешний вид – лица или фон, который наш человек сразу распознает. Он сразу увидит разницу в одежде или головном уборе. Но просто виден почерк многих художников, манера, в которой они снимали. Поэтому это, конечно, удивительная история.