Власти Румынии ускоряют выдачу румынских паспортов гражданам соседней Молдавии. Бухарест даже создает для этого специальное агентство. Столь агрессивная "румынизация" республики вызвала протест в Кишиневе, хотя подобное происходило и раньше. Правда, сейчас раздача иностранных паспортов сопровождается подготовкой к внеочередным парламентским выборам. Некоторые оппозиционные лозунги открыто призывают людей присоединиться к Румынии и ликвидировать Молдавию как государство. И многие политологи рассматривают историю с паспортами, как один из предвыборных приёмов, хотя Бухарест отрицает внешнеполитические мотивы.
В здании парламента в Кишиневе еще не закончен ремонт. Рабочие приводят в порядок то, что было разрушено погромщиками во время последних выборов. Та кампания запомнится надолго, и сейчас, когда близится новое голосование, волей не волей многие задумывается, чего ждать теперь. Зампред комитета Госдумы по вопросам СНГ Татьяна Москалева не склонна списывать со счетов уличный вариант.
"Протестный электорат, оппозиционные силы достаточно активно себя ведут, и я не исключаю, что сценарии, разыгранные Евросоюзом или подогреваемые Евросоюзом и Румынией, могут повториться вновь. Молдавская сторона должна быть к этому готова", - считает Татьяна Москалева.
На прошлых выборах власти действовали весьма осмотрительно. Президент Владимир Воронин, которого оппозиция постоянно упрекает то в жесткости, то в авторитаризме, не дал ни одного повода обвинить его в недемократичности. Разгулявшимся демонстрантам позволили немного побушевать, суровых полицейских мер, как это случалось в демократичной Европе, не применяли. И здесь Воронин явно переиграл оппонентов, многие из которых рассчитывали на большее.
"Действия Воронина помогли сохранить стабильность в стране при всей жесткости в отношении наведения порядка, общественного порядка в стране, жертв не было. Не было результатов, которые мы видели, например, в Армении. Любое государство обязано реагировать на массовые беспорядки. В рамках действующего у них законодательства, в том числе и с помощью применения физической силы правоохранительными органами", - говорит зампред комитета Госдумы по вопросам СНГ Татьяна Москалева.
Политическую борьбу в странах бывшего Союза традиционно делят на прозападную и пророссийскую. Деление довольно грубое, но привычное. Молдавских либералов относят к западному вектору, хотя они от этого открещиваются, как могут. Воронина записывают в союзники России, хотя он всегда довольно умело лавировал в мировом политическом океане и старался не сориться ни с теми, ни с другими. Сейчас Москва оказалась ближе Запада. Он ведет переговоры о полумиллиардном кредите, выдал бесплатное топливо для фермеров из запасов горючего, поставленного опять же из России. С одной стороны - вполне нормальные антикризисные меры, к которым прибегнет любой лидер, стараясь сохранить стабильность в стране. Оппозицию это раздражает.
С Запада такой поддержки нет, кроме разве что предложения Румынии ускорить паспортизацию молдаван. Бухарест и раньше активно выдавал гражданство жителям соседней республики, сейчас под этот проект создали целое агентство. В Кишиневе это назвали не иначе как румынизацией, о масштабности которой ходят разные слухи. Премьер-министр Румынии говорил о 30 тысячах человек, которым Бухарест поменяет гражданство, президент – о миллионе. Они, конечно, стараются представить это, как помощь братскому народу, но в Молдавии идею восприняли без восторга. Подозревая, что дело тут не столько в желании помочь, сколько в политических амбициях соседей.
"В Бухаресте по-прежнему мечтают о великой Румынии, когда Бессарабия или нынешняя Республика Молдова входила в её состав. Либеральные партии явно прорумынские, и на прошлых выборах были факты, подтверждающие, что Румыния откровенно помогала им не только в пропагандистско-моральном плане, но и в материальном. Эти партии сейчас понимают, что большинство молдаван не поддерживают эту идею, заявляют, что у них и в мыслях не было присоединяться к Румынии, но, если посмотреть на заявления некоторых лидеров этой партии, то там чётко прослеживается идея о присоединении к Румынии", - объясняет заведующий отделом Молдавии и Приднестровья Института СНГ Геннадий Коненко.
Подобные лозунги сейчас очень не выгодны, и потому оппозиционеры усиленно отрицают наличие у себя прорумынских планов.
"Только два процента жителей нашей республики декларируют себя румынами. И нет никаких оснований обвинять партии и целый народ в том, что имеются тенденции к этому. Этого нет и по определению быть не может", - заявляет лидер альянса "Наша Молдова" Серафим Урекян.
Серафима Урекяна, кстати, считают одним из тех, кто, скорее всего, пройдет в новый парламент. Правда, вряд ли оппозиция получит серьезное влияние в нем. Коммунисты ощущают себя гораздо увереннее. Взаимных обвинений, конечно, много и это свидетельствует о серьезной борьбе, потому и все прогнозы пока в пользу Воронина.
"Скорее всего, коммунисты возьмут большинство мест в парламенте в рамках 61 процента, что позволит им избрать своего президента. Думаю, что пройдут ещё две-три партии, это, скорее всего, партии Урекяна и Филана", - оценивает шансы политиков российский депутат Татьяна Москалева.
Время, прошедшее от выборов до выборов, можно считать небольшой передышкой, которая, скорее, нужна была оппозиции на то, чтобы разработать новые планы. Попытки расшатать ситуацию, вероятно, возникнут, но как и прошлый раз они вряд ли будут успешными. Как раз сейчас завершается перегруппировка сил во всех партийных шеренгах. Менее, чем через месяц они покажут, удалось ли усвоить уроки прошлых выборов.
















































































