В Самаре Росохранкультура и защитники старины намерены добиться отставки областного министра культуры. Они считают его виновным в том, что исторической Самары почти не осталось, – только в этом году в городе уничтожили десятки зданий. Но в министерстве за собой вины не признают и пеняют на халатность городских властей. А пока чиновники препираются, с карты города продолжают исчезать уникальные памятники.
Валентина Конопкина поменяла отдельную квартиру на две комнаты в коммуналке, зато в дворянском особняке и с камином. "Сяду на кровать и думаю: какое же чудо люди сотворили! И все это разрушается. А я-то не в силах ничего сделать!" – говорит женщина.
Дворянский особняк треснул пополам, когда по соседству стали строить элитный дом. Строители повредили фундамент. Вековой дом трещит, но пока держится. Особняк Фирса Наймушина "сдался" – его подожгли. Дворянское собрание обнесли забором, за которым некогда роскошное здание быстро превращается в руины. Усадьба Гергардта. Дом был в идеальном состоянии. Но его снесли на глазах у районного прокурора, депутатов гордумы и жителей.
"При телекамерах сносили объект культурного наследия, прекрасно зная, что это – объект культурного наследия. Нужно заставить это здание восстановить. Тогда следующим будет неповадно", – считает депутат Самарской городской думы Алла Демина.
У владельца участка другие планы – 30-этажный элитный жилой дом. По соседству тоже строят небоскреб – прямо в мемориальной зоне, которая охраняется государством. Только в этом году Самара потеряла десятки зданий, имеющих историческую ценность. Исчезают или становятся руинами работы выдающихся архитекторов – Шехтеля, Зеленко, Щербачевых. В Россвязьохранкультуре самарскую ситуацию называют трагедией и обещают привлечь к ответственности областного министра культуры.
"Мы будем обращаться и в прокуратуру, и к прокурору Самарской области. При необходимости будем обращаться в Генеральную прокуратуру. Мы будем настаивать и добьемся того, чтобы либо министр сменил позицию, либо сменили министра", – заявил начальник управления Россвязьохранкультуры в Приволжском федеральном округе Дмитрий Мусин.
В областном министерстве всю вину перекладывают на мэрию. "Городские власти не разрабатывают необходимую градостроительную документацию, выдают разрешения на застройку без нашего согласования", – сказала исполняющий обязанности министра культуры Самарской области Светлана Пряникова.
Кроме того, в мэрии полагают, что перечень объектов культурного наследия в Самаре чересчур велик. При этом перечень есть, а вот реестра, то есть государственного документа, нет.
"Нам говорят, что нет реестра. А почему его нет? Если будет реестр, будут проблемы. А нет – застраивай, поджигай, сноси, строй где хочешь и сколько хочешь!" – сказал академик Российской академии архитектуры, профессор Самарского государственного архитектурного университета Ваган Каркарьян.
На прошлой неделе начат снос самых старых зданий Самары – подворье экспедиции генерала Татищева. Здесь в середине XVIII века вершилась судьба южных рубежей России, здесь подписаны договоры с калмыками и башкирами, здесь был разработан генеральный план Самары. Но здесь тоже скоро будет жилой дом.
Каждую субботу по инициативе городской газеты по старому центру проводятся бесплатные экскурсии. Их уже назвали "знакомством с уходящей натурой". Даже экскурсовод до конца не уверен в том, сохранятся ли до следующей субботы исторические памятники или на их месте появится новый котлован.
Эти экскурсии – попытка сохранить исторический облик Самары хотя бы в памяти горожан – сберечь эти ценности в реальности никак не удается. За все снесенные и сожженные памятники никто в Самаре ответственности так и не понес.






















































































