В Чехии отмечают 20-ю годовщину "бархатной" революции. День свержения коммунистического режима там теперь называют Днем борьбы за свободу и демократию. Во вторник в центре Праги люди пройдут шествием по следам той студенческой демонстрации, с которой все и начиналось. Потом на Народном проспекте выступит главный герой "бархатной" революции Вацлав Гавел.
У этой "бархатной" революции столь нежный возраст, что о том, как это было, расскажет, кажется, любой житель Праги.
"Сначала эта демонстрация была похожа на несколько ручейков, – вспоминает Якуб Гайслер, участник демонстрации 17 ноября 1989 года. – Мы собирались в разных уголках Праги, а здесь на Народном проспекте слились в одну людскую реку. Тогда было ужасно холодно, настоящая зима. Я был легко одет, очень замерз и пошел домой. Утром включил телевизор и увидел, что произошло".
Из новостей первокурсник Якуб узнал, что накануне со всеми творил новейшую чешскую историю, свергал коммунистический режим в Чехословакии. Это было так недавно, что даже хроника тех событий вся в цвете.
17 ноября 1989 года. Силы правопорядка разгоняют демонстрацию студентов в Праге. Но уже на следующий день молодежь поддержит творческая интеллигенция и чешские диссиденты. "Бархатная" революция обречена на успех. Уже рухнула Берлинская стена, а слово "перестройка" еще не стало синонимом сувенирной продукции.
Первого президента независимой Чехии Вацлава Гавела, вдохновителя ноябрьских протестов, и сегодня называют иконой "бархатной" революции. "Когда я вышел к демонстрантам, захотел сказать что-нибудь поэтическое. И сказал: "Правда и любовь должны победить ложь и ненависть. За это надо мной насмехались 20 лет", – говорит Гавел.
В конце 80-х система новой чешской власти строится в атмосфере творческого панибратства. Главой комиссии по выводу советских войск из Чехословакии становится музыкант, солист культовой в Чехии рок-группы "Пражский выбор", соратник и правая рука Гавела Михал Коцаб – человек, который никогда не служил в армии. Сегодня Коцаб занимает кресло министра по правам человека. Но тогда, двадцать лет назад, он, признается, больше импровизировал в политике.
"Это была одна из первых встреч с советскими военными. Я не знал, как себя вести и они не знали. Ведь я был гражданским лицом. Мне придавало авторитета то, я был одним из рок-лидеров "бархатной" революции, вел переговоры между участниками революционного "Гражданского форума" и коммунистическим правительством. Меня все время показывали по телевизору, и ко мне просто привыкли", – рассказывает Михал Коцаб, министр по правам человека и меньшинств Чехии, экс-глава Парламентской комиссии по выводу советских войск из Чехословакии.
Михал Коцаб – один из тех, кто призывал коммунистическую партию запретить. Но за последние годы число ее приверженцев только выросло. Достаточно вспомнить выступления коммунистов против размещения в Чехии американского радара. Это прибавило им популярности.
Двадцать лет назад на Вацлавскую площадь студентов-бунтарей не пускали стражи порядка, а сегодня не понятно, захотят ли они сюда прийти. Нынешний глава государства Вацлав Клаус призвал отметить эту дату тихо и избежать той помпезности, с которой недавно праздновали падение Берлинской стены. Но будущей весной в Чехии парламентские выборы, и такой удачный повод для дебатов найдется еще не скоро.