В августе 2008 года НАТО одобрило грузинское вторжение в Южную Осетию. Действия России подверглись резкому осуждению, защита гражданского населения от гибели названа чрезмерным ответом. Спустя год от тех слов так никто и не отказался, но и повторять их никто не спешит.
Август в штаб-квартире НАТО – время тихое, как и везде. Почти все в отпусках. Ровно год назад в августе 2008 года на месте не было ни генерального секретаря, ни большинства послов, ни российского представителя. То, что случилось в Грузии, действительно многих застало врасплох – даже друзья режима Саакашвили не ждали от него такой жестокой агрессии. Многие почему-то также не ждали, что Россия не будет стоять в стороне.
Пробуждение от дипломатической спячки было болезненным – на обстрел Цхинвала НАТО реагировать было нужно, вот только как? Ведь Грузия без пяти минут член альянса, за ее скорейшее вступление – США и их самые верные союзники. Действия России в результате подвергаются резкому осуждению, защита гражданского населения от гибели названа чрезмерным ответом.
Спустя год от тех слов так никто и не отказался, впрочем, и повторять их никто не спешит.
"Я думаю, Россия этим жестким своим поведением, которое было сильно раскритиковано на Западе, все-таки довела до общественного мнения, что она в этом конфликте оказалась права, – говорит Александр Рар, директор программ по России и СНГ при германском совете по внешней политике. – Мы не видим никаких сейчас особенных последствий, никаких санкций против России нет. Наоборот, все тянутся в российский рынок".
Публично отругать Грузию для НАТО было бы потерей лица, так что на словах Саакашвили вроде бы поддержали. Но многие страны-члены альянса вдруг задались вопросом – какой режим они только что звали в свой собственный дом? Спустя короткое время Совет Россия-НАТО вновь заработал, и в Брюсселе заговорили о надеждах на лучшее.
"Важное будет связано с улучшением отношений с Россией, чтобы НАТО не испытывало более двойных стандартов в вопросах политики. Чтобы оно не вставало на сторону – тем более так однозначно и оголтело, как это было год назад – на сторону нашего врага в войне за безопасность Южной Осетии", – говорит постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин.
"Запад хорошо понял, – не сразу, но на сегодняшний день, – что главным виновным конфликта был Саакашвили, который не способствует построению стабильного мирового порядка", – считает Александр Рар.
Итог событий прошлого года для НАТО: Грузия больше не на крылечке альянса. Чтобы ее туда принимать, нужно либо признать независимость Абхазии и Южной Осетии, либо принять эти две республики в качестве независимых государств. Ни то, ни другое для НАТО пока неприемлемо. Остается лишь согласиться с существующим положением дел.






















































































