Дмитрий Рогозин: война для НАТО не форс-мажорное обстоятельство

Дмитрий Рогозин: война для НАТО не форс-мажорное обстоятельство
Читать Вести в MAX
С 6 мая по 1 июня на территории Грузии пройдут многонациональные военные учения НАТО. Запланированные учения уже успели вызвать волну критики со стороны Москвы. Ситуацию в интервью "Вестям" прокомментировал постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин.

С 6 мая по 1 июня на территории Грузии пройдут многонациональные военные учения НАТО. Запланированные учения уже успели вызвать волну критики со стороны Москвы. Ситуацию в интервью "Вестям" прокомментировал постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин.

- Дмитрий Олегович, вы уже назвали это провокацией и сравнили это даже с намерением Европы сунуть два пальца в розетку.

- Так оно и есть.

-  Как мы можем повлиять на ситуацию сегодня и что может теперь сделать Москва?

-  Для нас очень важно понять степень адекватности партнеров, потому что нельзя жить с короткой памятью. В прошлом году трагические события на Южном Кавказе начались с того, что проходили аналогичные учения на территории Грузии. У нас даже были подозрения, что под видом этих учений кто-то ввез военную тяжелую технику, которая была использована в нападении на Цхинвал.  Сейчас ситуация повторяется с точностью на 100 процентов.

- А адекватный ответ вы уже получили? Чем это объясняют?

- Адекватные ответы мы не получаем. Все как бы делают большие глазки, удивляются и говорят: как же так, мы год тому назад еще спланировали эти учения! Это мне напоминает известный анекдот: "драку заказывали"? Нет, не заказывали. Нас не волнует, уже уплачено. Так и здесь. Такое впечатление, что война для наших коллег в НАТО не является форс-мажорным обстоятельством, которое, в общем-то, должно было бы пересмотреть все эти планы.

 - Строго говоря, операцию в Южной Осетии Европа не оценивала однозначно негативно как ошибку Грузии?

- Они просто очень не любят пересматривать те решения, которые - пусть и спонтанно - но уже приняли. И хотя сейчас многие наши коллеги говорят, что надо подождать результатов так называемой независимой комиссии по расследованию обстоятельств этой трагедии, которая была инициирована Европейским Союзом, тем не менее, все заявления на сей счет уже сделаны, и представить себе, что западные политики будут расшаркиваться и источать какие-то извинения, вряд ли  можно - мы их знаем достаточно хорошо, они этого делать не будут. Они постараются вообще избегать разговоров на эту тему, что они пока успешно делают. Что касается нас, то, конечно, у нас реакция будет. И изначально она была. Я отправил письмо генсеку НАТО по поводу того, что эти учения неуместны, несмотря на их запланированный характер. Их необходимо перенести на другое время  либо вообще отменить. Сейчас нет необходимости бряцать оружием на территории Грузии. Я назвал три причины.  Первая:  отсутствие восстановленного военного сотрудничества между Россией и НАТО. Нам всегда любое военное бряцание,  любые военные игрища рядом с нашими границами неприятны и будут вызывать у нас законную реакцию негативную.  Второе: Грузия была инициатором агрессии против стран-соседей, что вызвало сокращение на территории самой Грузии. И сейчас все мы понимаем обстановку на линиях границы между Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией, поэтому появление там иностранной военной силы как ни в чем не бывало - это, безусловно, явно провокация. И третья причина состоит в том, что в самой Грузии неспокойно, в Тбилиси неспокойно. Идет противостояние между оппозицией и президентом. Поэтому представим себе, что в этой ситуации, в таких накаленных страстях кто-то постарается воспользоваться присутствием иностранной военной силы, третьей силы, которая является уже вмешательством во внутренние дела грузинского государства. Поэтому, с точки зрения Грузии, с точки зрения дела мира, такого рода военные игры еще и носят абсолютно провокационный характер. После моего обращения с письмом генсеку НАТО я реакции пока не получил. Но проблема в том, что натовцы только сегодня вышли на работу. Они всю прошлую неделю основными своими политическим и командным составами отдыхали - сильно устали после своего саммита.

-  Очень удобный график.

- Они очень сильно устали, поэтому отдыхают там.  Сейчас ни в штаб-квартире Альянса в Брюсселе, ни в Монсе, где находится Объединенный военный штаб сил НАТО, никого практически нет. Мы ждем реакции. Тем более после того как по этому поводу высказался и министр иностранных дел, и особенно президент РФ. Если не будет никакой реакции, мы будем предпринимать определенные шаги. Об одном я могу уже сейчас сказать. Намеченная на  7 мая встреча начальников Генеральных штабов Совета России и НАТО не состоится.

- А встреча 29 апреля на уровне послов?

- Состоится.

- Состоится и там может быть вынесено предупреждение?

-  Мы изначально сказали, что вина Альянса состоит в том, что они забыли общие правила. Совет России и НАТО для того и создавался, чтобы в сложные минуты собираться и решать какие-то чрезвычайные политические или политико-военные вопросы. Поэтому Совет России и НАТО должен работать в любую погоду. Это была наша претензия к НАТО на то, что они заблокировали в августе заседание. Поэтому, конечно, мы обязательно поедем. И я обязательно приду на посольское заседание 29 апреля. Для меня это будет замечательная возможность сказать не только через эфир, через телевидение, но и в прямом контакте с моими коллегами все, что мы думаем об их странных "железобетонных" планах, которые, оказывается, нельзя изменить ни войной, ни чем бы то ни было еще.

-  То есть главное, что вызывает недовольство Москвы, - это некое политическое поощрение Грузии?

- Не только. Это в целом то, что они продолжают помогать Грузии, говорят о ее атлантических перспективах, хотя сами прекрасно понимают, что этого никогда не произойдет. Это одна беда. Но вторая беда - это то, что они с помощью своих воинских контингентов создают в зоне, где только что завершилась война, новую атмосферу. Накаленную атмосферу военного противостояния. К бабушке не надо ходить, чтобы предугадать закономерную реакцию и Южной Осетии, и Абхазии. НАТО  в августе прошлого года была единственной международной организацией, которая всецело встала на сторону агрессора, без оговорок. Поэтому, конечно, и в Цхинвале, и в Сухуми будут приняты соответствующие решения.

- То есть у вас есть опасение, что эти учения могут каким-то образом торпедировать и ускорить атлантические перспективы Грузии в НАТО?

-  Нет, Грузии в НАТО ничего не светит. Но то, что их будут использовать в самых разных историях, - это факт. Будут заставлять их. Это  как  у определенных животных, которым вешают впереди морковку, и в погоне за этой морковкой  животное начинает двигаться вперед. Так вот эти атлантические перспективы для Грузии - это такая морковка, которая никогда не приблизится к зубам и ко рту, ни на миллиметр, поскольку строго закреплена напротив ушей.

- И военному потенциалу Грузии эти учения никак не помогут?

- Грузии при Саакашвили, думаю, уже ничто не поможет.