Сегодня гость нашей студии Алексей Кудрин. Итак, в нашей студии вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Алексей Леонидович, добрый день.
- Добрый день.
- Доллар перешагнул 29 в обратную сторону. Хорошо это или плохо?
- Вы знаете, я помню, как прошлой осенью или в начале этого года все очень беспокоились и боялись падения рубля.
- Все считали – 34-35.
- Да. Баснословных величин. То, что сегодня происходит, показывает, что Россия подошла к этому кризису более готовой. Падение национальной валюты , или ее коррекция, осуществляется примерно в рамках того, как во всех развивающихся рынках это происходит. Даже, например, в Великобритании была серьезная коррекция фунта стерлинга. Мы все также зависим от мировых рынков. Но сегодня мы видим, что экономика России начинает расти. Это прежде всего фундаментальное изменение, которое произошло. В третьем квартале этого года Россия растет. Она вышла из рецессии.
- 0,6 процента роста – это все-таки не статистическая погрешность?
- Нет, я думаю, что это не статистическая. Потому что в четвертом квартале мы ждем уже больше двух процентов, экономический рост четвертого квартала – к трем. Это главное, что определяет силу рубля. Конечно, и цена на нефть. И пока цена будет по 70-80 долларов за баррель, это будет расти. Но мы понимаем, что эта цена немножко спекулятивная. В следующем году мы ожидаем, что она, наверное, скорректируется. Мы берем за прогноз более консервативный прогноз, около 58-60.
- Алексей Леонидович, мы с вами так или иначе уже затронули косвенно бюджетную тему в этом интервью. Вот "Справедливая Россия" говорит, что коли такие высокие цены на нефть, так давайте их и заложим в бюджет 80, а не 58, и тогда всех накормим. Почему вам не понравилось это предложение?
- Дело в том, что вот когда мы готовили вот этот, 2009 год, мы заложили 95. И это меньше, чем предлагала "Справедливая Россия".
- В тот раз предлагала?
- Да, это было год назад. Но оказалось, что в начале года она была 40. Мы не должны ставить в зависимость наши пенсии, зарплаты, строительство дорог, обороноспособность от случая, от того, что может быть, а может и не быть. 70 долларов может в следующем году не случиться.
- Хватит ли вам планки в 58 долларов за баррель нефти, заложенные в бюджет, который вы представляли на неделе Государственной думе, для того чтобы выполнить все социальные обязательства? А, собственно говоря, бюджет шел под лозунгом, он бюджет социальный и инноваций. Ну, вот сейчас про социальную часть?
- Я должен сказать, что премьер нашей страны Владимир Владимирович Путин и Дмитрий Медведев как президент, – они жестко отследили, вот просто на каждом шаге рассмотрения бюджета, чтобы все социальные обязательства были сохранены и защищены. Поэтому я могу сегодня сказать, что мы при меньшей цене, которую мы планируем (то есть 58, а не 70, как сейчас), мы защищаем все социальные обязательства и даже увеличиваем их в связи с повышением пенсий на 46 процентов. А пять с половиной миллионов пенсионеров выйдут из черты бедности и будут получать пенсии, и все пенсионеры будут получать пенсии, доплаты выше прожиточного минимума.
- "Единая Россия", в свою очередь, просила у вас еще и, например, выдать обещанное жилье всем без исключения ветеранам войны, вне зависимости от того, ставились они на регистрацию или нет, в рамках бюджета. Выполните вы эту просьбу "Единой России"?
- Да, такое решение премьер и президент сейчас приняли. И в настоящий момент наше министерство готовит решение, чтобы уже в ближайший месяц началось строительство домов для тех ветеранов, которые встали на учет после 1 марта 2005 года. То есть все ветераны войны, должны получить в следующем году квартиры.
- Алексей Леонидович, ну, вот, есть еще один единоросс. Мой следующий вопрос будет про мэра Москвы Юрия Лужкова, с которым у вас в эти дни идет жесткая дискуссия. Вы сказали о том, что на фоне кризиса московское правительство подняло зарплаты своим чиновникам на 24 процента, в мэрии говорят, что только на три. Ну, и где вот вы сейчас с Лужковым в своих отношениях оказались?
- Ну, мы пока не договорились. Это первое. За эмоциональностью и, на мой взгляд, не совсем корректностью высказываний Юрия Михайловича еще следует следующее. Мы как Министерство финансов принимаем строго отчет от правительства Москвы каждый месяц. Вот из отчета, который пришел 14 октября – то есть последнему – следует, что в бюджете Москвы на этот год расходы на содержание всех чиновников, то есть все расходы, и на зарплату, и на содержание, должны вырасти на 24 процента. Это данные отчета мэрии Москвы, которые поступили в Министерство финансов. А зарплата вырастет в этом году, фонд зарплаты, на 19 процентов. Это не мною придуманная цифра. За этими цифрами – подписи официальных лиц мэрии Москвы. По факту за 8 месяцев уже расходы на содержание чиновников выросли на 11 процентов. А фонд оплаты за содержание чиновников вырос на 14 процентов. Это опять же официальные данные за подписью официальных лиц мэрии Москвы. Поэтому мне странно, что эти данные, которые мы получаем в установленном порядке, ответственные чиновники несут административную ответственность за их неточность. Я думаю, что мы это недоразумение с Юрием Михайловичем ликвидируем в ближайшие дни, сверим подходы.
- Алексей Леонидович, последнее. Бюджетный процесс – это всегда и некоторое теоретизирование вокруг него. Мы с вами упомянули инициативу нескольких политических партий. Но, наверное, будет несправедливо забыть о КПРФ. Они предлагают вообще переиначить весь бюджет России путем восстановления государственной монополии на табак и на водку, говоря и о том, что вот это как раз бюджет и насытит теми деньгами, которых, может быть, сейчас не хватает. Как вы относитесь к этому предложению, реалистично ли оно на ваш взгляд?
- Вообще сбор средств от алкоголя и табака – это важная вещь. Но вопрос вот в чем: почему не монополия? Потому что в России во все времена, как только вводилась монополия, тут же начиналось самогоноварение. Производить водку не очень сложно. Ее можно производить в сарае. Спиртовые заводы в ряде регионов располагаются в подвалах учреждений. Поэтому такая монополия при слабом пока еще контроле и правоприменении приводит, к сожалению, к худшим последствиям.
- Ну, что ж, спасибо огромное. Алексей Кудрин, вице-премьер и министр финансов был гостем нашей студии.
- Спасибо.






















































































