Тема:

Лиссабонский договор 12 лет назад

Чехия может выйти из Евросоюза

Чехия может выйти из Евросоюза. О такой возможности в эфире национального телевидения заявил представитель президентской администрации Пётр Гайек.

По его мнению, после вступления в силу Лиссабонского договора, который лидер страны Вацлав Клаус после долгих колебаний подписал только в минувший вторник, Чехия потеряет национальный суверенитет, а одной из главных целей президента, как подчеркнул Гайек, является восстановление независимости страны. И, по его словам, ради этого Вацлав Клаус готов пойти на крайние меры – вплоть до выхода из состава ЕС, сообщают "Вести".

Как сообщалось ранее, 3 ноября текущего года президент Чехии Вацлав Клаус завершил ратификацию Лиссабонского договора. Таким образом, договор вступает в силу, так как процедура ратификации завершилась во всех странах Европейского союза. Ранее в тот же день Конституционный суд Чехии объявил, что Лиссабонский договор не противоречит конституции Чехии. "Вступление в силу Лиссабонского договора приводит к тому, что Чехия перестает быть суверенным государством, – убежден Вацлав Клаус. – Я ожидал подобный вердикт Конституционного суда, и я уважаю это решение, хотя в корне с ним не согласен".

Лиссабонский договор не подменяет основополагающие соглашения ЕС, не является конституцией, но, дополняя соглашения, содержит все необходимые на практике конституционные положения. Он должен упорядочить процесс принятия решений в ЕС, а также повысить роль ЕС в мировой политике.

Лиссабонский договор – международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 в столице Португалии. Он был создан на замену Конституции ЕС, принять которую так и не удалось.

Договор вносит изменения в действующие соглашения о Европейском союзе – Договор об учреждении Европейского Сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор, 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г. в целях реформирования системы управления ЕС. Он упрощает систему коллективных органов управления Евросоюза, принципы и порядок их работы, делает их деятельность более понятной и прозрачной.

Так, состав Еврокомиссии – "правительства" Евросоюза – сокращается на треть; вводится должность "президента" ЕС (председателя Европейского совета) и главы общеевропейского МИДа ("высокого представителя по внешней политике и политике безопасности"). По договору ЕС обретает правосубъектность – то есть получает право быть стороной международных договоров в любых сферах своей компетенции. Государства-члены союза сохраняют право заключать международные договора при условии, что они не противоречат соглашениям, заключенным Евросоюзом, а также не относятся к сфере компетенции ЕС.

Европейский совет – клуб глав государств-членов союза – становится полноправным институтом ЕС, в него также входит президент ЕС и председатель Еврокомиссии. Председатель Евросовета, которого в прессе для простоты и звучности называют президентом ЕС, будет избираться на 2,5 года с правом переизбрания на второй срок.

Создается полноценное внешнеполитическое ведомство ЕС. Его глава – высокий представитель по внешней политике и политике безопасности – автоматически становится также заместителем председателя Еврокомиссии.

Расширяются полномочия Европарламента – он на равных с Евросоветом будет ведать законодательством союза и его бюджетом. Европарламент также получает право избирать председателя Еврокомиссии (сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов). Членов парламента может быть не более 751, считая председателя; распределение мест происходит по принципу "снижающейся пропорциональности": минимум 6 представителей от государства, максимум – 96. Такая система заработает не сразу после вступления договора в силу, а в 2014 году.

Лиссабонский договор "обеспечит Евросоюз современными институтами и оптимизированными методами управления, чтобы рационально и эффективно справляться с современными вызовами в современном мире" – так говорится на официальном интернет-сайте, посвященном соглашению. Потребность в подобном договоре в Брюсселе объясняют сложностью стоящих перед странами континента проблем – демографических, климатических, энергетических, в области безопасности – с которыми под силу справиться только по-настоящему объединенной Европе. Эксперты говорят, что роль Евросоюза на мировой арене в итоге повысится, и объединенная Европа сможет в перспективе играть в мировой политике не меньшую роль, чем США.