В эти дни отмечается 150-летие Александра Степановича Попова – изобретателя радио, отца телевидения, дедушки Интернета и мобильных телефонов. Материал "Вестей в субботу" – о том, куда связь идёт с точки зрения и содержания и цен.
С министром связи и массовых коммуникаций России Игорем Щеголевым "Вести в субботу" встретились в разделе "Радио и телевидение" московского Политехнического музея. По ходу дела заметим, что такой уникальный музей мог бы рассчитывать и на более пристальное внимание, тем более что именно в его зале в 1902 году профессор Попов продемонстрировал свои изобретения и москвичам. И именно здесь установлен единственный работающий до сих пор радио-аппарат Попова, который впервые был показан, естественно, в Петербурге и вызвал восторг тогдашней научной элиты.
Знаменитый фильм "Александр Попов" с Николаем Черкасовым в главной роли задумали не просто к 100-летию Попова, но и сразу после юбилея Сталина. Оттого сначала в титрах – имя не Попова, а вождя, который как раз в тот момент дал отмашку на "борьбу с безродными космополитами". Оттого все отрицательные персонажи в ленте – с как бы немецкими фамилиями. И самому настоящему немцу Бруно Фрейндлиху доверили роль итальянца Маркони. Во внешнем мире – и тогда, и сегодня – изобретателем радио чаще называют именно его и его английскую фирму.
Между тем, в фильме 49-го года прямо говориться, что Маркони открытие Попова себе присвоил. И вот прошло еще 50 лет. Мир – уже не черно-белый, а цветной. Но в Петербурге обновили все мемориальные доски, которые утверждают, что первым был всё-таки Александр Степанович Попов, а в Москве своё расследование завершил министр Щеголев.
"Широкая публика привыкла судить в первенстве по решению Нобелевского комитета. Решение Нобелевского комитета состоялось 6 лет спустя, в 1909 году, через 3 года после смерти Александра Степановича Попова, – отметил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев. – А по правилам присуждения этой премии, она присуждается только живущим. И поэтому члены Нобелевского комитета отдавали себе отчет в том, что приоритет здесь был у России, но премию отдали другому человеку. Маркони премию отдали по причине того, что он был еще жив.
Нобелевский комитет посчитал, что даже открытие коммерческого аспекта данного технического изобретения совсем небольшое, так сказать, заслуживает Нобелевской премии".
Это вечная беда России – изобретать-то мы изобретаем много чего, но вот когда дело доходит до патентования, а тем более до внедрения... Вот авторы советского фильма и придумали сцену встречи почитателя Попова – адмирала Макарова – с тогдашним главкомом ВМФ.
И вот через 100 лет – очень похожий разговор в кабинете у Владимира Путина, который в пятницу принял всё того же министра Щеголева.
"Я недавно был в Калининграде, где заканчивается строительство целого завода по производству телевизионных приставок для приема самого сигнала и спутниковых комплектов индивидуальных, – доложил Игорь Щеголев российскому премьеру. – Они позволят нашим телезрителям принимать со спутников, с наших же спутников, непосредственно программы очень неплохого качества, и по целому ряду позиций они опережают импортные аналоги, а по ценовым показателям даже бьют китайцев".
"Если и ценовые показатели будут ниже, чем предлагают импортеры, то это просто очень хорошая работа и хороший рынок", – отметил на это Владимир Путин.
А вот и тот самый завод в городе Гусеве в Калининградской области, где теперь будет производить приставки для цифрового телевидения, на которое Россия полностью должна перейти уже к 2015 году.
"Начнем с Дальнего Востока, – сообщил министр Щеголев, – потому что сейчас там в большинстве населенных пунктов принимается наименьшее количество телепрограмм, одна или две. По технологическим причинам мы решили в первый мультиплекс, в первый пакет включить 8 наиболее распространенных и, как мы считаем, востребованных каналов. Таких мультиплексов, социальных или почти социальных, будет три. И мы считаем, что все те каналы, которые есть в эфире в каждом данном регионе, должны будут попасть в один из двух остальных мультиплексов на льготных условиях".
Логика министра такая. Вот, например, легендарный телевизор "КВН" в зале телевидения Политеха. В свое время телевидение появилось само по себе. А вот телевизоры-приемники люди покупали сами. Вот и цифровой декодер – приобретение добровольное. Тем более что обычный сигнал отключать не будут до тех пор, пока приставками не обзаведется 95% населения.
"До этого времени нужно купить или получить в пакете вместе с услугами тех или иных операторов, которые предоставляют широкополосный Интернет-телевидение по кабелю, цифровую приставку, – продолжает Игорь Щеголев. – То есть не исключено, что многие приставки придут в дома вместе с пакетами. Сейчас уже есть нашего отечественного производства приставки по себестоимости 30-40 долларов".
Но вернемся опять на 100 лет назад, когда Попову предстояло изобрести поймать еще самый первый аналоговый сигнал. В кино показано, как первая антенна была сооружена из воздушных шариков. А сегодня без проводов – еще и мобильные.
Возвращаясь к ценам: специалисты хотя и не очень согласны, но в народной памяти осталась довольно четкая привязка – девальвация 98-го года и практически как следствие эволюция мобильной связи. Сейчас вроде бы какие-то похожие параллельные сюжеты происходят, а цены на мобильную связь растут в Москве и в Питере. Крупнейшие провайдеры заявили о том, что повышают цены. Почему? И как это можно остановить?
"Мы смотрели информацию по повышению ряда тарифов на мобильную связь и констатировали, что речь идет, прежде всего, об увеличении тарифов и услуг, которые связаны со связью, скажем так, представительского, бизнес-класса, – говорит Игорь Щеголев. – В том, что касается демократических тарифов, тенденций к повышению нет. Ну, конечно же, мы находимся с ними в постоянном диалоге. Я бы не говорил о дальнейшем повышении. Я бы посмотрел за тем, как будут развиваться эти события, и насколько значительно. Пока у нас оснований для беспокойства нет".




















































































