Отстыкованный от МКС "Прогресс М-67" неделю поработает летающей лабораторией

Последний российский грузовой корабль "Прогресс" старой модификации отстыковался от МКС и начал свой прощальный двухнедельный полёт уже в качестве орбитальной лаборатории. В дальнейшем в космос будут летать корабли с цифровым оборудованием. Затем космический аппарат затопят в Тихом океане.

Сегодня была перевёрнута ещё одна страница в отечественной истории освоения космоса. Последний российский грузовой корабль "Прогресс" старой модификации отстыковался от МКС и начал свой прощальный двухнедельный полёт уже в качестве орбитальной лаборатории.

Планом российских запусков старты "Прогрессов" с аналоговой системой управления больше не предусмотрены. В дальнейшем в космос будут летать корабли с цифровым оборудованием, сообщают "Вести". Операция по отстыковке прошла успешно. В настоящее время "Прогресс" пребывает в режиме автономного полёта. После завершения последней миссии, космический аппарат затопят в Тихом океане.

В течение недели на грузовом корабле "Прогресс М-67" будет проводиться эксперимент "Плазма-Прогресс". Цель эксперимента – изучение отражательных характеристик, размеров и плотности плазменных образований, возникающих при работе двигателей "грузовика".

Освободившийся причал МКС у служебного модуля "Звезда" 2 октября должен занять пилотируемый корабль "Союз ТМА-16", который доставит на МКС 21 длительную экспедицию и космического туриста. Два других причала – у стыковочного модуля "Пирс" и функционально-грузового блока "Заря" – занимают пилотируемые корабли "Союз ТМА-14" и "Союз ТМА-15". Первый 11 октября должен доставить на Землю экипаж МКС-20 и космического туриста, который прилетит на орбиту с экипажем МКС-21.

Почти все "грузовики" начиная с осени 2007 года после отстыковки от станции используют как научный модуль. С "Прогресса" запускались российские и германские микроспутники, а также исследовалась возможность применения катапультируемого кресла для спасения экипажа многоразового корабля "Буран". Некоторые из кораблей оснащались возвращаемой капсулой, с помощью которой на Землю с орбиты возвращали до 60 килограммов грузов.

В 2003 году "Прогресс М1-10" после расстыковки с МКС в течение месяца с помощью специальных камер вел наблюдение за районами стихийных бедствий и экологических катастроф, в 2005 году на "грузовике" в течение 10 суток тестировали некоторые режимы пассивной ориентации, а в 2007-09 годах на нескольких "Прогрессах" проводили эксперимент "Плазма-Прогресс".

Глава Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота заявил, что "Прогресс М-67" был "завершающим кораблем прежней серии" (с аналоговой системой управления). В дальнейшем все грузовые корабли будут новой модификации с цифровой системой управления. Первые два корабля этой серии – "Прогресс М-01М" и "Прогресс М-02М" – уже прошли испытания.

"Прогресс М-67" стартовал с космодрома Байконур (Казахстан) 24 июля. В связи с тем, что к станции был пристыкован американский шаттл "Индевор", сближение российского "грузовика" и МКС прошло не на вторые сутки, как обычно, а на пятый день после старта. Неполадки в автоматических системах грузового корабля вынудили провести его стыковку со станцией в ручном режиме.

"Прогресс М-67" стал третьим грузовым кораблем, который отправился к МКС в этом году, и тридцать пятым российским космическим "грузовиком", запущенным с начала строительства станции. В феврале на орбиту грузы привез "Прогресс М-66", а в мае – "Прогресс М-02М". До конца года к МКС планируется запустить еще три "грузовика", один из которых доставит новый российский модуль.