По данным Росстата промышленное производство в России в ноябре 2008 года упало на 10,8% против октября текущего года. Без учета сезонного фактора падение темпов промпроизводства в ноябре составило 7,5%. Большинство опрошенных Страной.Ru аналитиков сочли итоги ноября обескураживающими.

Промышленное производство в России в ноябре 2008 года упало на 10,8% против октября текущего года. Об этом сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Без учета сезонного фактора падение темпов промпроизводства в ноябре составило 7,5%.

По сравнению с ноябрем 2007 года промышленность снизилась на 8,7% против роста на 5,3% в ноябре прошлого года. В октябре промпроизводство выросло на 0,6% по сравнению с аналогичным месяцем 2007 года. В январе-ноябре 2008 года промпроизводство по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возросло на 3,7%.

Последний раз падение промпроизводства в России наблюдалось в начале 1999 года, когда отмечался спад в промышленности после кризисного для страны 1998 года.

Снижение промпроизводства в ноябре объясняется продолжающимся падением спроса в металлургической, химической отраслях и производстве строительных материалов. При этом если в октябре, когда промпроизводство выросло на 0,6% (после сентябрьского роста в 6,3%), показатели 10 месяцев еще были в основном положительными, по итогам ноября падение наметилось почти по всей номенклатуре промышленной продукции.

Большинство опрошенных Страной.Ru аналитиков сочли итоги ноября обескураживающими. С учетом того, что упомянутые отрицательные тенденции были зарегистрированы впервые после кризиса 1998 года, ноябрьские результаты правомерно назвать провальными, признал в комментарии для Страны.Ru глава Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич. Сам факт, что спад промпроизводства превысил 5-процентные показатели, представляется тревожным. И, очевидно, правомерно говорить о нарастании кризисных тенденций, которые в августе-сентябре проявились в банковской сфере, а теперь обозначились и в промсекторе, и, следовательно, имеют системный характер, пояснил Стране.Ru руководитель аналитического отдела ИК "Проспект" Дмитрий Парфенов.

Тем не менее, оба эксперта не согласились с тем, что в России уже наблюдается рецессия. Это понятие, кстати, в латинском языке обозначающее "отступление", обычно, в экономических словарях подразумевает нулевой рост или спад валового национального продукта в течение полугода.

Однако рецессия наступит, только если события будут и далее развиваться по наметившемуся сегодня негативному сценарию, заметил Стране.Ru аналитик банка "Траст" Евгений Надоршин. Пока же он не уверен в непогрешимости предсказаний своих коллег о том, что "в декабре, будет еще хуже, чем в ноябре". По его словам, еще не исключена возможность и более оптимистического варианта развития событий, в случае которого удастся избежать общих отрицательных показателей за четвертый квартал этого года. В целом же по итогам 2009 года может быть зафиксирован рост промпроизводства на 2-2,5%, предположил Парфенов.

По определению Надоршина, похоже, первый квартал следующего года окажется "неприятным". Далее же, если цены на нефть стабилизируются и не упадут ниже экстремальных отметок в 30-20 долларов, к середине 2009 года возможно ожидать выправления ситуации. По предположению же Гурвича и Парфенова, неприятным будет все первое полугодие следующего года. А просвет наметится в конце 2009 - начале 2010 года, если,  не подставят ножку нефтяные цены и правительство предпримет необходимые адекватные шаги, отметил Гурвич.

В оценках эффективности нынешней деятельности правительства аналитики разошлись, в том числе и потому, что по-разному представляют себе искомый спасительный путь. Так, по мнению главы ЭЭГ, сегодня правительство фактически предпринимает меры по спасению прежней модели развития, привязанной к ценам на нефть, вместо того, чтобы выходить на новую модель. В этой связи, инициированная, в частности, кабинетом адресная поддержка предприятий представляется эксперту малопродуктивной. Гораздо более правильно было бы сейчас обеспечить массированную поддержку экономического сектора в целом, увеличив и соответствующие госрасходы, в том числе на организацию масштабного строительства в стране, напомнил Гурвич о хрестоматийном опыте выхода США из Великой депрессии. Также он выступил за отмену "коридора", в котором колеблется курс рубля, назвав нынешнюю политику по плавной девальвации национальной валюты неэффективной.

Против того, чтобы государство, а не частный бизнес решало, каким предприятиям следует оказать поддержку, а также рекомендовало банкам, кому выдавать или не выдавать кредиты, высказался и Надоршин. Теоретически, подобные утверждения, может быть, и верны, но в конкретных российских обстоятельствах они представляются неправомерными, хотя бы потому, что в кризисных условиях государство непременно должно поддержать, в том числе и так называемые социально значимые предприятия, не соглашается Парфенов. Впрочем, и он отметил, что разговоры, скажем, о необходимости снижения налоговой нагрузки на предприятия прежде уже звучали. И если бы правительство, которое, в общем-то, сейчас оперативно и адекватно реагирует на возникающие новые затруднения, предприняло необходимые практические шаги по поддержке предприятий ранее, сегодняшнее положение дел могло бы быть иным. Во всяком случае, среди прочих стран, переживающих сегодня экономический кризис, столь ощутимый спад в промсекторе пока зафиксирован только в России, отметил представитель ИК "Проспект".

Дело в том, что российская элита до сих пор не осознала значимость серьезного прогнозирования и перспективных сценарных разработок. "Раньше их не заказывали ученым потому, что все и так было хорошо, а теперь - потому, что все и без того плохо", - посетовал руководитель Группы стратегического анализа Дмитрий Шмерлинг. После чего порадовал неожиданным выводом о том, что из ноябрьских показателей отнюдь не следует делать заключения о грядущей катастрофе, поскольку подобные колебания в сегодняшних кризисных условиях вполне возможны и вовсе не обязательно, что далее они примут необратимый характер. Впрочем, от конкретных прогнозов Шмерлинг воздержался, но призвал пока не поднимать панику.