Американский сенат, по сообщению Би-би-си, одобрил проект закона, снимающий ограничения на продажу Кубе продуктов питания и медицинских препаратов, а также облегчающий гражданам США поездки на остров. На эту тему "Вести" беседовали с политическим обозревателем Сергеем Брилевым.
- Можно ли говорить, что отношение США к Кубе меняется? Насколько существенны эти послабления?
- Начнём с существенного. При Буше ограничения на передвижения достигли своего апогея: и американские граждане, и кубинцы, ставшие гражданами США, могли ездить к своим родственникам на Кубу на две недели раз в три года. Теперь они смогут ездить каждый год, но не бесконечно. Это первое. Второе: что касается поставок медикаментов и продовольствия. Это правильно. Потому что в какой-то момент санкции против Кубы достигли определенного градуса идиотизма, не побоюсь этого слова. Но правд несколько. Одна из них заключается в том, что Обама выразил готовность к переговорам с кубинскими властями, но при этом ждёт, естественно, чтобы коммунистический режим пошел на демократические принципы, а вот с этим будет несколько сложнее в плане одобрения разными слоями населения по разные стороны Флоридского пролива. То, что сейчас мнение Сената меняется, – это под давлением не Кубы, а кубинцев, живущих в Америке, которым эти санкции также казались безмерными, и которые являются избирателями. Поэтому многие обращали внимание на их волю.
Я скажу одно: если завтра на социалистическом острове Куба ввести демократию и отменить карточки, то, как это ни парадоксально прозвучит, но жизнь на острове рухнет. Потому что кубинский социализм, похожий на советский, уже столько лет существует, что наступили необратимые перемены в общественном сознании. Очень многим кубинцам представляется странной мысль о том, что оплата труда может быть в зависимости от того, сколько ты работаешь. Многим спокойнее появляться на работе, иметь продовольственную карточку и гарантированно её отоваривать, чем "дергаться". Многие кубинцы с трудом осмысливают, как это на острове, на котором можно снимать урожай четыре раза в год, продукты распределяются по карточкам. Они настолько уверены в преимуществах социализма, что им трудно представить другое состояние.
Хорошо, что какая-то часть санкций отменяется, что со стороны Гаваны звучат осторожные слова о возможных переговорах, но не будем преувеличивать значение перемен. Настроимся на то, что адаптация Кубы к Америке, к миру, будет долгой и мучительной, особенно для миллионов простых кубинцев.
- То есть, что сейчас кубинцы получают по карточкам, будет мало отличаться от того, что может быть через год?
- Кубинцы и без этого могли покупать продукты на стороне. В Венесуэле, например. Я имею в виду кубинское правительство, конечно. Мало что изменится на острове. Кубинцы за 50 лет экономического эмбарго уже приспособились к такой жизни. Речь идет о глубокой несправедливости того, что это вообще произошло. Это лишний раз доказывает бессмысленность санкций как таковых. Не только применительно к американо-кубинским отношениям, а к санкциям вообще. Чаще всего от санкций страдают простые люди, а вовсе не руководство стран, против которых вводятся санкции. Куба абсолютный пример этого.
- Одно дело - продажа оружия или техники, а когда речь идет о продовольствии, что потребляет масса населения, то это совсем другое…
- Главный вопрос заключен в том, что американские санкции в начале 60-х годов кубинцам закрыли квоты на продажу сахарного тростника. Так вот здесь нужно сказать, что если завтра эти санкции отменить, то сахарного тростника кубинцы столько уже не производят и не продают на американский рынок. Его давно заняли бразильцы, представители других карибских государств.
- В условиях нынешнего экономического кризиса Америка снимает часть санкций вовсе не для того, чтобы открыть для себя новые рынки? Объем поставок на Кубу все равно будет минимальным?
- В любом случае американцы молодцы, потому что, отменяя санкции в отношении Кубы, они стимулируют собственного производителя, для которого квота дополнительная небольшая, но появилась. Это своего рода антикризисная мера со стороны Обамы. Хотя, конечно, не это сейчас двигало американскую администрацию.
- Для туристов, приезжающих на Кубу, ничего, видимо, не изменится?
- Туристы особенно этого и не видят. Что касается кубинского туризма, то турист чаще находится за забором, а если и выходит за него, то тратит так называемые инвалютные песо, на которые можно купить и продукты. Туристы никогда не страдали от того, от чего страдали собственно кубинцы.
- На самих кубинцев это может также повлиять?
- Это самая болезненная точка. Кубинцев ждет долгий переходный период, подобный тому, который пережили мы в конце 80-х. Правда, кубинцы следили за тем, как происходили перемены у нас и в Восточной Европе. В ЦК Компартии работает специальный отдел, которые отслеживает ситуацию и опыт в бывших социалистических странах. Они настроены на то, чтобы самые вопиющие переломы не допустить. Посмотрим, что у них из этого получится.
Сергей Брилев: если завтра на Кубе отменить карточки, то жизнь там рухнет

Американский сенат, по сообщению Би-би-си, одобрил проект закона, снимающий ограничения на продажу Кубе продуктов питания и медицинских препаратов, а также облегчающий гражданам США поездки на остров. На эту тему "Вести" беседовали с политическим обозревателем Сергеем Брилевым.
















































































