Волгоградский областной суд поставил точку в деле о легализации контрабандных иномарок. Бывший начальник отдела ГАИ из Волгоградской области капитан Алексей Кузнецов приговорен к семи с половиной годам лишения свободы. Своими действиями он нанес государству ущерб в полтора миллиона долларов.Волгоградский областной суд поставил точку в громком уголовном деле о легализации контрабандных иномарок. Бывший начальник регистрационно-экзаменационного отдела ГАИ РОВД Алексеевского района Волгоградской области капитан Алексей Кузнецов приговорен к семи с половиной годам лишения свободы с отсрочкой приговора на пять лет. Его подельник, владелец автомойки Владимир Пономаренко, получил семь лет с отсрочкой на пять лет.

Это уголовное дело можно считать уникальным хотя бы по географии следственно-оперативных мероприятий, считает издание "Газета". Доказательства вины подсудимых собирали чуть ли не по всей России, где, так или иначе, фигурировали иномарки, прошедшие незаконный регистрационный учет в Алексеевском районе Волгоградской области. В состав специально созданной следственно-оперативной группы входили следователи волгоградской транспортной прокуратуры, а также оперативники Нижневолжской таможни, областного управления по борьбе с организованной преступностью. Некоторые вопросы приходилось решать с помощью ФСБ РФ.

По версии следствия, с начальником Алексеевского регистрационно-экзаменационного пункта ГАИ хозяин автомойки Владимир Пономаренко познакомился по рекомендации одного из своих клиентов, тоже сотрудника милиции. Тот был знаком с Кузнецовым еще по служебной командировке в Надтеречный район Чечни. Милиционер сразу же вспомнил о своем боевом товарище, когда Пономаренко обратился с просьбой помочь с регистрацией партии иномарок, пообещав приличное вознаграждение.

Незаконность предложенной операции с иномарками была изначально очевидной, но обещанные Пономаренко деньги - по десять тысяч рублей с каждой машины - сыграли свою роль. Последней каплей в принятии положительного решения были уверения нового компаньона в том, что все автомобили "чистые".

Схема легализации иномарок была проста. Пономаренко должен был передавать Кузнецову документы на машины, которые следовало ставить и тут же снимать с учета, но уже с новыми сопроводительными бумагами. Документы должны были выписываться на подставных лиц, подбором которых взялся заниматься сам капитан Кузнецов.

Первую партию мнимых автовладельцев капитан ГАИ нашел, устроив паспортную проверку среди сезонных рабочих. В частности, он наведался в местный кооператив "Гранит", сотрудники которого занимались дорожными ремонтными работами. Хозяин этого предприятия часто нанимал на временную работу приезжих. Каждый из них был временно зарегистрирован на территории района, чего было вполне достаточно для задуманной аферы. В ходе импровизированной проверки капитан переписал все паспортные данные гастарбайтеров, которые потом и использовались при оформлении машин.

Паспортные данные Кузнецов передал по телефону своему компаньону, от которого вскоре получил первый пакет документов на пять машин, уже оформленных на работников "Гранита". Среди переданных документов были справки-счета из некоторых московских автосалонов и явно липовые технические паспорта на автомобили, выданные якобы волгоградским МРЭО-1. Плюс деньги в качестве вознаграждения за предстоящую работу. На всю операцию постановки и снятия с учета, дающую возможность дальнейшей беспрепятственной перепродажи машин, ушло не больше недели. Старые технические паспорта, как поддельные, Кузнецов потом сжег во дворе своего дома.

Официально считалось, что эти документы утеряны, а соответственно, взамен их выписывались новые со штампом районного отдела ГАИ. Сами же автомобили, похоже, вообще никогда не пересекали границ Алексеевского района, хотя по логике местные инспекторы должны были проверить и техническое состояние этого транспорта, исследовав номера всех агрегатов.

Отработав схему, дело поставили на поток. Когда "кончились" сезонные рабочие, Кузнецов стал использовать данные, взятые из учетной базы местного ГАИ, реальных автовладельцев района, имеющих, правда, более скромные машины, например «копейки». Можно представить, как были удивлены эти люди, когда узнавали уже на допросах о том, что по бумагам они являлись еще и хозяевами новых Мерседесов.

Всего в ходе этой аферы было поставлено на учет и снято с него 68 автомобилей. Справки-счета, передаваемые посредниками Пономаренко, были выписаны не только в Москве. Были документы со штампами таможен Смоленской, Брянской и Калининградской областей.

Ответы на запросы оттуда были идентичны: "факт перемещения указанного автомобиля через таможенную границу не зарегистрирован" или "документы с данными номерами были оформлены на иной транспорт".

Заинтересовались Кузнецовым в конце 2000 года, когда один из МРЭО Московской области, где заподозрили неладное, направил запрос в волгоградское областное управление ГАИ с просьбой подтвердить факт снятия с учета одной из иномарок в станице Алексеевской.

В результате первой же служебной проверки, после которой капитана отстранили от должности, было понятно, что дело дисциплинарной ответственностью вряд ли ограничится. Несмотря на то, что сам Кузнецов потом всячески оказывал содействие следствию, а часть своих грехов честно описал в служебном рапорте.

Кстати, за эти специфические услуги по регистрации машин, по данным следствия, Пономаренко успел передать Кузнецову в общей сложности более 400 тысяч рублей, а также джип Grand Cherokee. От этой машины, правда, Кузнецов впоследствии отказался.

Но больше впечатляет другая сумма. Сумма ущерба, нанесенного государству, учитывая, что ни за один из незаконно регистрированных автомобилей не были уплачены таможенные платежи. Ведь машины попали на территорию России контрабандным путем, потому и реализовывались по сходным ценам. Как сообщили в транспортной прокуратуре, общий ущерб составил примерно полтора миллиона долларов.