Опасность очередного "дефолта" - на сей раз в сфере космонавтики - становится весьма реальной. В ближайшее время наша страна может отказаться от взятых на себя и закрепленных межправительственным соглашением обязательств по строительству и эксплуатации Международной космической станции. На строительство кораблей "Союз" и "Прогресс" у корпорации "Энергия" нет денег.

Ситуация подошла к критической черте из-за постоянной нехватки средств у предприятий отрасли, занятых в международной космической программе. По полученной газетой "Труд" конфиденциальной информации, сейчас на довольно высоком уровне, в обстановке секретности обсуждается, на первый взгляд, немыслимый вариант - переход на "усеченный" режим эксплуатации МКС.

Экипажи должны будут работать на станции не постоянно, а прилетать на нее время от времени. Например, когда надо доставить на МКС очередного туриста. Это означало бы, по сути, закрытие станции и беспрецедентный провал самого впечатляющего международного космического проекта ХХ века.

Между тем, по информации газеты, уже готово письмо руководителям Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США, в котором российские партнеры по строительству МКС сообщают неприятную новость.

Ситуация в космической отрасли давно является чрезвычайно тревожной. Ежегодное финансирование по сравнению с 1989 годом уменьшилось в сопоставимых ценах в 15 раз. И хотя за последнее десятилетие было привлечено внебюджетных средств на сумму свыше 3,5 миллиарда долларов, денег катастрофически не хватает. В долговой петле, например, оказался и флагман отрасли - ракетно-космическая корпорация "Энергия". Только долгов у корпорации скопилось на миллиард рублей. На выплаты по ним может не хватить всех запланированных бюджетных денег.

Тем более нет средств на изготовление кораблей для полетов на МКС, а также участие в других очень важных для страны международных и национальных программах. "Энергии" как минимум требуется на год 4,2 миллиарда рублей, чтобы только свести баланс по нулям. Но денег таких нет. Значит, придется сворачивать работы по проекту МКС.

В ответ на вопрос газеты, какова реальная ситуация в корпорации и существует ли письмо в НАСА, заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", директор российской части программы по МКС, руководитель Научно-технического центра по испытаниям и управлению Валерий Рюмин признался: "Письмо написал я. Положение безвыходное. В 1998-м Россия обязалась ежегодно запускать 6 грузовых "Прогрессов" и 2 пилотируемых "Союза". В 2001-м "грузовиков" было 5, в 2002-м - только 3, а на следующий год сможем сделать лишь 2, чтобы поднять орбиту МКС и сохранить ее от падения на Землю. Что же касается "Союзов", то один корабль в производстве, а на второй денег нет. Цикл изготовления космического корабля - 2 года. Если сегодня не закажем, то в 2004-м вообще не на чем будет летать. Именно поэтому и встал вопрос о том, чтобы временно приостановить постоянную эксплуатацию станции".

При этом Валерий Рюмин подчеркнул, что использовать вместо российских "Союзов" американские "шаттлы" невозможно по технологическим причинам. "Шаттл" может находиться в космосе не более трех недель. А "Союз" постоянно пристыкован к МКС в течение полугода, - сообщил Рюмин. - Он не только доставляет на станцию экипаж, но является еще и спасательным кораблем. В случае опасности космонавты и астронавты могут на нем экстренно вернуться на Землю. Кроме того, каждый полет "шаттла" стоит 500 - 800 миллионов долларов, а "Союза" - несколько десятков миллионов, то есть на порядок меньше".

Письмо, сообщил руководитель "Энергии", уже отправлено директору программ МКС г-ну Герстенмайеру. "Но, может, правительство все-таки не пойдет на международный скандал? Хотя, скажу откровенно, надежды на позитивный финал у меня почти не осталось", - надеется Валерий Рюмин.