В Ираке идет настоящий бум печатных СМИ. В стране, где на протяжении последних 35 лет люди не знали, что такое "свобода прессы", за считанные недели появились десятки независимых газет.За два с половиной месяца, прошедших после падения режима Саддама Хусейна, в Ираке идет настоящий бум печатных СМИ. В стране, где на протяжении последних 35 лет люди не знали, что такое "свобода прессы", за считанные недели появились десятки независимых газет - спортивных, юмористических, коммунистических, исламистских, желтых.

"Я насчитал 110 новых изданий, - рассказывает в интервью "Известиям" Ноа аль-Шаммази, владелец самого известного в Багдаде магазина книг, журналов и иной печатной продукции "Al-Ibdaa", существующего 20 с лишним лет. - Что мы имели раньше? Пять политических ежедневных газет и 12 еженедельников, большей частью которых руководил Удай, старший сын Саддама Хусейна. При бывшем режиме я за день еле-еле продавал 100 газет, сейчас же легко продаю 200-250".

Иракский журналист в одночасье получил непривычную для себя свободу самовыражения, иракский читатель - столь же невиданную возможность выбора.

Фактически единственный официальный печатный орган в Ираке - газета "Al-Sabah" ("Утро"), финансируемая американцами. Она отражает позицию сформированной союзниками временной администрации, выходит дважды в неделю тиражом 50 тысяч экземпляров.

Основной конкурент "Al-Sabah" - независимая ежедневная газета "Azzaman", издаваемая бывшим диссидентом Саадом аль-Баззазом в Багдаде и Лондоне. Ее 50-тысячный тираж, по словам шеф-редактора Ахмеда Абдула Маджида, "в течение нескольких недель должен дорасти до 250 тысяч".

Третьим по популярности считается сатирический таблоид "Habzbooz", руководимый молодым журналистом Иштаром аль-Яссири, который некогда работал в одной из газет Удая Хусейна.

Эти три издания профессиональны, чего не скажешь о большинстве других. При Саддаме была одна крайность - тотальная цензура. Ныне журналисты ударились в другую - во вседозволенность. В погоне за читательским интересом газеты публикуют откровенные небылицы, нелепые выдумки (в частности, о жизни семьи Саддама), играют на настроениях толпы, в том числе антиамериканских.

В связи с этим временная администрация всерьез подумывает о том, чтобы разработать в Ираке "кодекс поведения" (по сути - цензуру) для местных СМИ. Как это произойдет на практике, никто не знает.

В борьбе за умы и настроения иракцев - в противостоянии с шиитскими исламистами - американцы взяли себе в союзники местных коммунистов. Не случайно первой газетой, вышедшей в Ираке после свержения Саддама Хусейна, стал орган компартии Ирака "Тарик аш-Шааб" ("Путь народа"). Его восьмиполосный номер раздавался на первых порах бесплатно и пользовался огромным успехом.

За большинством новых газет стоят главным образом политические, а не духовные структуры. К примеру, за "Al-Ittihad" ("Союз") - Патриотический союз Курдистана, за "Al-Taakri" ("Братство") - Демократическая партия Курдистана. Собственная газета есть и у некогда оппозиционного Иракского национального конгресса, который сейчас, при американцах, ведет себя практически как правящая партия.