Сначала София, теперь Хора. Еще одна христианская святыня превращается в мечеть

МИД Греции требует от Еврокомиссии "решительно осудить" действия Анкары в отношении византийского монастыря Хора. Сегодня, спустя 6 недель после исламизации храма Святой Софии, ему также предоставлен статус мечети.

МИД Греции требует от Еврокомиссии "решительно осудить" действия Анкары в отношении византийского монастыря Хора. Сегодня, спустя 6 недель после исламизации храма Святой Софии, ему также предоставлен статус мечети.

По мнению греков, Эрдоган нарушает международные обязательства в отношении объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Греческие и кипрские телеканалы весь день показывают в эфире крупные планы мозаик "Сошествие Христа" и "Христос на престоле", напоминая зрителям о том, что 5 веков назад османы уже заштукатуривали стены и своды монастыря.

Судьбу всемирного наследия ЮНЕСКО в этот раз решили без консультаций, заявлений президента и обещаний заботиться о фресках. Официальная газета турецкого Госсовета обошлась парой строк в дайджесте.

"Решение об использовании части мечети Карие в качестве музея и музейного склада было аннулировано. Принято решение о передаче руководства объектом управлению по делам религии и открытии его для богослужений", – пишет газета.

Первые постройки монастыря Хора появились за стенами Константинополя еще в 5 веке. Потом комплекс не раз перестраивали, но тысячу лет, вплоть до захвата города османами, он оставался важнейшей христианской святыней, которой покровительствовали и византийские императоры.

"Нас больно ранит такое презрительное равнодушие турецких властей к ценностям чуждой им христианской культуры. Такое поведение турецких властей не способствует взаимопониманию между нашими народами", – говорит заместитель главы отдела внешних церковных связей РПЦ Николай Балашов.

Мозаики и фрески церкви называют одним из лучших образцов "Палеологовского возрождения". "Бегство в Египет", "Страшный суд", "Лик Христа в окружении апостолов": при султанах все это замазали штукатуркой. В середине 40-х уникальное наследие восстановили и превратили в музей.

"По своему значению, он может быть сопоставлен только с Софией Константинопольской. Ничего лучшего, чем мозаики и фрески монастыря Хора и не было создано. Это абсолютная вершина", – считает историк искусства, византолог Алексей Лидов.

Что будет с так хорошо сохранившимися изображениями теперь, понятно. Меньше месяца назад тот же путь из музеев в мечети прошла Святая София. На фоне протестов турецкие власти обещали закрывать запрещенные исламом образы лишь на время молитвы и не мешать ценителям искусства. Увидеть фрески мы тогда безуспешно пытались четырежды в течение недели.

Интересно, что в случае с церковью Хора руки Эрдогану развязали год назад: закрыть проработавший семьдесят лет музей Верховный суд разрешил еще тогда. И за этот год от, казалось бы, главного защитника христианских ценностей Варфоломея протестов не прозвучало.

"Голос константинопольского патриарха теперь мало, что значит. Он перестал исполнять координирующую роль в православном мире, расколов его своими действиями на Украине, вступив в общение с раскольниками и признав их", – поясняет заместитель главы отдела внешних церковных связей РПЦ Николай Балашов.

"Еще один объект всемирного наследия ЮНЕСКО подвергается жестокому оскорблению. Несмотря на периодические заявления об уважении прав меньшинств и многоконфессиональный характер своего общества, Турция нарушает свои международные обязательства", – заявил МИД Греции.

В отличие от Святой Софии, церковь Хора божественными образами расписана целиком. Убирать шторы со всех куполов и стен пять раз в день после намазов здесь вряд ли станут. Чего в этот раз, впрочем, даже не обещали делать.