Светлая сторона Луны: на спутнике Земли вода есть на дне кратера

SOFIA нашла лунную воду. Скорее всего, микроскопические фрагменты воды – это осколки состоящих из льда комет. Смогут ли попробовать лунную водицу из кратера астронавты? Это большой вопрос. Но в США уже обсуждают, как это повлияет на освоение спутника Земли, забыв, что воду на Луне нашли российские ученые.

На Луне обнаружена вода, сообщили в NASA. Молекулы заметили с помощью летающего телескопа на видимой стороне спутника Земли. Сейчас в США обсуждают, как это открытие повлияет на планы освоения небесного тела. При этом на Западе, очевидно, забыли, что воду на лунной поверхности нашли еще 10 лет назад российские ученые.

Как и многие современные открытия, это было сделано на кончике пера. Правда, сначала пришлось поднять в воздух огромный лайнер Boeing747. На нем смонтирована SOFIA – стратосферная обсерватория, оснащенная телескопом в инфракрасном диапазоне. SOFIA взлетела, открыла свой телескоп, навела его на Луну и увидела не воду, она уловила в спектре отраженного лунного света лишь уникальную длину волны в 6,1 микрона. Такая бывает только у чистой H2O.

"Как она сохранилась там, – говорит о воде директор департамента астрофизики NASA Пол Герц, – еще предстоит выяснить. Самое главное сейчас – найти ответ, можно ли использовать эту воду, найденную на Луне?"

Где же нашла SOFIA эту лунную воду? Во-первых, на той стороне, которая обращена к Земле. А по-другому с Земли и не разглядеть. Ближе к Южному полюсу находится кратер Клавиус – один из древнейших на нашем спутнике, почти ровесник самой Луны. Он образован примерно 3 миллиарда 900 миллионов лет назад.

SOFIA обнаружила молекулы воды на затененных склонах кратера. И по предварительным расчетам, в весьма приличной концентрации – от 100 до 400 частей на миллион. Это примерно, как бутылка воды 350 миллилитров в кубометре грунта.

"Того, что мы нашли сейчас, совсем мало. Но в будущем мы намерены найти еще. Наша главная надежда – найти большие объемы воды на месте вулканов", – поясняет научный сотрудник Центра космических полетов имени Годдарда NASA Кейси Хоннибалл.

Скорее всего, микроскопические фрагменты воды – это осколки галактических странников, комет. Ведь они состоят в том числе и изо льда. И раз они найдены в кратере Клавиус, то значит, вода может быть и в других кратерах.

А их на Луне – десятки миллиардов. Ученые подсчитали, что общая площадь лунной поверхности, которая могла бы удерживать воду, около 40 тысяч квадратных километров. Это как Московская область. Хорошо бы, чтобы это было озеро, наверняка размечтались многие.

И тогда можно было бы станцию там основать лунную. В 2024 году американцы как раз экспедицию на Луну хотят отправить. Но российские ученые советуют не спешить, а заодно напоминают, что в этом деле вообще-то первооткрыватели они – с 2010 года.

"А дело в том, что воду на Луне мы давно уже нашли. Но она лежит на полюсах. Это также, как на Земле, вода тоже лежит на полюсах, но она там замерзшая как лед. Ее можно только выковырять из-под Земли, но, точнее, из-под Луны", – рассказывает старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ Владимир Сурдин.

Россияне тогда обнаружили воду российским же прибором LEND, установленном на американском аппарате LRO. Но американцы сделали вид тогда, что этого не заметили. Вот и сейчас ни словом об этом не упомянули.

"Это имеет хорошее и важное значение для науки конечно. Но что-то такого принципиально нового здесь нет", – поясняет научный руководитель Специальной астрофизической обсерватории, академик, вице-президент РАН Юрий Балега.

Подтверждение, что на Луне вода есть, для ученых результат, несомненно, важный. А вот смогут ли попробовать лунную водицу из кратера астронавты – большой вопрос.