Санкции США: маневры, которыми никого не напугать

США ввели санкции в отношении российских и китайских компаний. Чем они чреваты для экономики двух стран?

Пока Байден готовится сменить Трампа, Министерство торговли США ввело санкции против 41 российской компании и 58 китайских. В самом официальном американском документе утверждается, что ограничения коснутся 45 российских предприятий, но видно, что перечень составлялся в спешке и хаотично, так что, например, авиастроительная корпорация "Иркут" названа три раза, а Объединенная авиастроительная корпорация и Казанский вертолетный завод по два раза. В список попали структуры, которые, по мнению Вашингтона, сотрудничают с военными ведомствами России и Китая, а потому должны быть лишены доступа к определенным товарам и технологиям.

Репортаж из России

Среднемагистральный МС-21 взлетает в Иркутске, а региональный Ил-114 с подмосковного аэродрома в Жуковском. На расстоянии в четыре тысячи километров две разные российские компании запускают новые пассажирские самолеты, и обе немедленно попадают под санкции.

"Мы уже отвыкли жить вне режима санкций. Для нас это ежедневная обыденная действительность. В первую очередь санкции коснутся американских производителей, которые хотят сотрудничать с российскими компаниями, хотят поставлять свою продукцию и технологии", — прокомментировала директор по коммуникациям госкорпорации "Ростех" Екатерина Баранова.

Всего в списке Министерства торговли США 45 наименований, и это практически все отечественное судо- и авиастроение. Странно, но в официальном документе по два раза упоминаются самолеты Сухого и Казанский вертолетный завод, корпорация "Иркут" и вовсе трижды.

"Содержательных оснований для санкций против России, российских компаний, организаций, структур у американцев нет и не может быть по определению, поэтому появление этих ограничений можно объяснить только одним обстоятельством. Американцы видят в России реального конкурента, в данном случае на мировых рынках производства военной техники и соответствующих товаров", — отметил председатель комитета Совета Федерации России по международным делам Константин Косачев.

Оба авиационных проекта пассажирские и впервые в российском авиастроении осуществлены без малейшего иностранного вмешательства. Чтобы избежать возможных политических рисков, все до последней заклепки российского производства. В США никаких деталей для них закупать и не планировали.

"Из опубликованной информации следует, что американским компаниям необходимо получать лицензии на сотрудничество с предприятиями из списка. Мы не получали уведомлений о прекращении сотрудничества от наших зарубежных партнеров", — прокомментировали случившееся в Объединенной авиастроительной корпорации.

Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге, конечно, строят и военные корабли, но вот, к примеру, спускают на воду ледокол "Илья Муромец" или уникальный научно-исследовательский "Северный полюс". Суда исключительно гражданского назначения, но верфи под санкциями оказывались уже не раз. Ситуация привычная, и к ней российские производители готовы.

"Для нас это создает целый набор неудобств, нет нужды кривить душой. С 2014 года, что я работаю в корпорации, мы живем в режиме санкций. В этот раз на самом деле не произошло ничего нового, лишь добавилась наша старейшая верфь", — рассказал генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

В российских военных проектах давно уже нет никакой международной кооперации — там используют исключительно отечественные комплектующие, так что от санкций они даже теоретически не могут пострадать.

Репортаж из Китая

Знаменитая утка по-пекински в семидесятые, говорят, немало поспособствовала восстановлению отношений между Китаем и США — уж очень понравилась тогдашнему госсекретарю Киссинджеру. Но для 45-го американского президента, который и сам теперь в статусе "хромой утки", все, что связано с Пекином, как кость в горле. Его каждый уходящий шаг по отношению к Поднебесной — из разряда "чем хуже, тем лучше" и "после нас хоть потоп". Иначе чем объяснить новый пакет антикитайских санкций?

"Китай выражает решительный протест и настоятельно призывает американскую сторону немедленно прекратить ошибочные действия и обеспечить справедливое отношение ко всем иностранным предприятиям, включая китайские. Китайская сторона предпримет все необходимые меры для решительной защиты законных прав и интересов отечественных предприятий", — прокомментировал официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь.

На обвинения про вмешательство в американские выборы в КНР отвечают коротко: "Кто бы говорил". То, что под прикрытием национальной безопасности США выдавливают с рынка конкурентов, в Поднебесной уже привыкли. Почти все попавшие в стоп-лист компании из высокотехнологичного сектора. Но вот парадокс: после объявления о включении в черный список акции ведущего китайского производителя микросхем резко идут вверх, а в КНР объявляют о господдержке отрасли.

Кроме IT-компаний под траvповский санкционный каток угодило и все руководство Всекитайского собрания народных представителей. Предлог — нарушение прав и свобод в Гонконге. Надуманный предлог китайская пресса считает обычной манипуляцией, как и запрет китайским компаниям размещать свои акции на американских биржах. Все лишь потому, что в 2020-м Китай привлек на фондовых рынках рекордные 129 миллиардов долларов — почти вдвое больше, чем в прошлом докоронакризисном.

Тут даже европейская пресса вступилась за Китай — этому тоже есть объяснение. На фоне зашедших в тупик китайско-американских отношений Пекин предлагает ЕС такие инвестиционные преференции, каких раньше Старый Свет и не видел. Там, правда, тоже задумались, что скажет на это новый хозяин Белого дома. А Байден торговую войну с Китаем, как известно, тоже останавливать не собирается. Его предшественнику китайские интернет-магазины уже благодарны за ассортимент. На смену трамповским агиткепкам и майкам в хиты продаж выбились кружки с уже знаменитым твитом "чайна" и другие аксессуары.

Любопытно, но на фоне сообщений о санкциях китайский юань по отношению к доллару пусть и не намного, но даже укрепился. Китайская экономика от американской, безусловно, зависима, но, как выясняется, не настолько, чтобы реагировать на политические выпады.