Найдена неожиданная причина рака мозга

Даже небольшая черепно-мозговая травма может иметь страшные последствия.

Иллюстрация Pixabay

Черепно-мозговые травмы, инсульты и инфекции могут провоцировать рак мозга, заявляют учёные.

Во время восстановления после черепно-мозговой травмы, инсульта и инфекции что-то может пойти не так, и в итоге у пациента разовьётся рак мозга. Такой вывод сделан в научной статье, опубликованной в журнале Nature Cancer.

Глиобластома – самый распространённый и агрессивный тип рака мозга у взрослых. После постановки такого диагноза пациенту остаётся жить в среднем только 15 месяцев.

В формировании этой страшной опухоли играют ключевую роль так называемые стволовые клетки глиобластомы (СКГ). Однако медики до сих пор не вполне понимают, откуда они берутся.

Авторы нового исследования взяли образцы раковых клеток у 26 пациентов с глиобластомой и позволили клеткам размножиться "в пробирке". В итоге биологи получили почти семь тысяч клеток. Исследователи секвенировали их РНК, чтобы выяснить, какие гены работают (экспрессируются) в этих клетках.

Оказалось, что стволовые клетки глиобластомы имеют два типичных состояния. Первое из них было уже известно экспертам. Оно похоже на бурное деление клеток мозга в период его формирования у плода. А вот второе оказалось полной неожиданностью. Оно напоминает размножение клеток, участвующих в заживлении травмы.

Учёные предположили, как могут образовываться такие СКГ. Пациент получает повреждение головного мозга, будь то черепно-мозговая травма, инсульт (или микроинсульт) либо последствия инфекции. Это повреждение может быть не таким уж опасным само по себе. Но стволовые клетки участвуют в его заживлении, размножаясь и занимая место отмерших клеток. Иногда в их ДНК происходит мутация, из-за которой они уже не могут прекратить размножаться и превращаются в стволовые клетки глиобластомы.

Авторы надеются, что открытие поможет создать новые лекарства против глиобластомы, которая в данный момент очень плохо поддаётся лечению.

Кроме того, учёные обнаружили, что между двумя состояниями стволовых клеток – "как в утробе матери" и "как при заживлении травмы" – есть целый спектр промежуточных вариантов. При этом у каждого пациента своя картина численности тех или иных клеток. Поэтому, возможно, эффективную терапию придётся индивидуально подбирать для каждого пациента.

Ранее Вести.Ru рассказывали о методе тестирования, выявляющем самые опасные клетки глиобластомы. Писали мы и о новых стратегиях лечения рака мозга.