Когда верующий должен вставать на колени. Правила для разных конфессий


pexels.com

Четвертая – наступившая в это воскресенье – неделя Великого поста называется Крестопоклонной. Слово это вроде и с понятным значением, поскольку очевидна его связь с крестом и поклонами. С другой стороны, смысл его неуловимо ускользает от современного человека. Поэтому стоит объяснить, что Крестопоклонная неделя названа так, чтобы напомнить о празднике обретения (находке) Креста Господня матерью римского императора Константина, царицей Еленой, во время раскопок на месте казни Иисуса Христа. Этому событию и самому Кресту, который священник выносит в центр храма, и кланяются верующие, трижды вставая на колени.

Надо сказать, что Великий пост в России вообще знаменит не только суровой диетой, но и долгими службами, значительную часть которых благочестивые православные проводят в молитве, стоя на коленях. А многие продолжают коленопреклоненные молитвы и дома. Но как они узнают, когда надо вставать на колени, а когда можно молиться стоя и даже сидя? Как узнать, в каких случаях земной поклон полагается делать три раза, когда один (12, 48), да и тот поясной? Или вообще не кланяться ни разу?

В храме легче – можно подсматривать за остальными и за поведением священника. Если он выходит из алтаря и начинает публично, не стесняясь никого, класть земные поклоны, значит надо их делать вместе с ним. Он-то сверяется с ежегодными богослужебными указаниями и Типиконом (книга, где записан порядок православного богослужения), и ему вторят часто ходящие в храм. Так они постепенно выучивают, в каких местах богослужения принято кланяться.

Но бывает и так, что по заведенной однажды традиции ошибается сразу весь храм. Например, совершая "противозаконно", но привычно земные поклоны в воскресные дни. Запрет на которые записан в 20-м правиле Первого и в 90-м правиле Шестого Вселенских Соборов.

А еще интересно, встают ли на колени другие конфессии. И в каких случаях.

Протестанты, как правило, на колени не становятся. Большую часть богослужения они сидят, вставая на ноги (и уж тем более, на колени) в строго определенных случаях, которые в разных церквях определяются по-своему. Например, баптисты встают на колени во время покаяния, которое совершается прилюдно.

С другой стороны, время от времени во время молитвы преклоняют колени ведущие службу и особо набожные прихожане. А бывает, что в Протестантских церквях все молящиеся опускаются на колени. Особенно когда служба идет среди находящихся под сильным воздействием своего харизматического пастора. Такое случается редко, но сидящий на лавке в этот момент будет выглядеть странно. Словом, правила вроде и есть, но их нет.

Тут надо упомянуть, что в таких протестантских приходах, равно как и в большинстве католических, перед скамьями расположены специальные подставки для колен, чтобы молящиеся могли вставать коленями на них, а не на пол. Это существенно облегчает позу молящегося, давая ему возможность сосредоточиться не на боли в коленях или в спине, а на молитве.

В Католической Церкви правильность стояния на коленях можно сверить с Общим наставлением к Римскому миссалу (богослужебная книга, содержащая последование мессы с сопутствующими текстами). Там же рассказано, что такое поклон и дается описание разных его видов: "Поклоном выражаются почтение и честь, воздаваемые лицу или тому, что его знаменует. Существует два вида поклонов: преклонение головы и преклонение тела: a) Голову следует преклонять, когда именуются вместе три Божественные Лица, а также имя Иисуса, Пресвятой Девы Марии или святого, в честь которого служится Месса. b) Преклонение тела, именуемое глубоким поклоном, следует совершать: перед алтарем; при произнесении молитв "Боже Всемогущий, очисти сердце мое..." и "Прими нас, Господи..."; в Символе веры во время слов "И воплотившегося...".

Подробнее о том, когда надо стоять на ногах или на коленях или разрешено сидеть, можно прочесть в 43 главе, где даны подробные разъяснения, когда следуют делать это во время епископской службы, когда уместно коленопреклонение на правом, а также, "начиная с торжественного поклонения на Литургии Страстной Пятницы вплоть до начала Навечерия Пасхи, — перед Святым Крестом". Тем не менее, даже при столь подробно расписанном регламенте в разных регионах местные обычаи могут существенно различаться. Поэтому приезжая в другие храмы (или даже в своем храме, приходя на мессу в другие общины), имеет смысл смотреть по сторонам и ориентироваться на большинство.

Свой Устав о поклонах во время богослужения есть у староверов. Как и в остальных случаях, правила расписаны со всей неспешной основательностью. С непременным для старообрядцев упоминанием, что в древней Православной Церкви не было обычая молиться стоя на коленях и что это делается неправильно у новостильников, то есть православных, к которым "обычай проник с католического запада".

Приходится признать, в данном случае староверы абсолютно правы. Один из самых лучших литургистов Православной Церкви архимандрит Киприан (Керн), говорил, что "стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним".

До православных мы еще доберемся, пока же отметим, что у староверов в Уставе о поклонах не только перечислены все случаи, когда его кладут, но правильного земного поклона: "Если по Уставу поклон совершается с крестным знамением, следует сначала перекреститься, так, чтобы для тела молящегося, а не для его одежды только, это было ощутимо, а затем поклониться, в пояс или в землю, согласно конкретному моменту службы. Земные поклоны полагаются на подручник, – нарочито сшитый коврик, для поддержания чистоты рук. Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой подручник, потом перекреститься и поклониться: простертые ладони обеих рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях и наклоняя голову до земли столько, чтобы лбом коснуться рук на подручнике. Не следует разводить в стороны локти и колени или издавать какой-либо стук при поклоне".

Остается понять, когда же правильно вставать на колени православным. Точно, что ни в воскресные дни, ни в 50 дней между Пасхой и Троицей. Но архимандрит Спиридон (Лукич) в книге "Проскомидия, или Практическое руководство по совершению Божественной литургии", упоминая о земных поклонах и запрете на них, пишет: "Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни якобы вовсе не допускаются Уставом и канонами – это мнение обывателей в литургике и кабинетных уставщиков".

Возможно он и прав, тем более, что известны "исключения" из общего. Например, когда священника рукополагают, он совершает земные поклоны даже на Пасху. Кроме того, в Церкви существует уникальная практика специального коленопреклонения на Троицу: во время вечерни священники читают особые молитвы о "желающих преклонить колени", во время которых весь храм, начиная с настоятеля, встает на колени. Учитывая, что Троица (Пятидесятница) всегда приходится на воскресный день, налицо явное противоречие между правилами Соборов и церковным Уставом.

А в Уставе говорится, что единообразия при совершении поклонов православные придерживаются "смущения ради" (чтобы не было смущения) и для порядка в общем церковном собрании”. Поэтому приходится констатировать, что во время службы человеку, неожиданно зашедшему в храм, стоит ориентироваться на местную приходскую практику, поскольку в настоящее время коленопреклонения носят частный характер. Унификация поклонов отсутствует.

А индивидуальная (домашняя) практика и вовсе никогда не регулировалась. И вряд ли будет.