"Крутая катка": переломы, травмы мозга, кома

Как милая детская забава превратилась в смертоносный болид? Почему не расслабиться ни пешеходу, ни водителю? И есть ли шанс кататься цивилизованно?

С наступлением весны в российские города пришла новая напасть – граждане на электросамокатах. Они везде: на тротуарах и на проезжей части, в парках и на многолюдных улицах. Носятся на скорости под 60 километров в час, зачастую сбивая все на своем пути, ведь управиться с таким гаджетом способен далеко не каждый. Не расслабиться не пешеходу, ни водителю. При этом законодательно езда на самокатах никак не регулируется. В общем, это и не вид транспорта, а так, игрушка, после столкновения с которой можно и на больничную койку угодить. Так как ездить с ветерком и не стать угрозой для окружающих?

Жужжание протектора покрышки по тротуару и мощь бесшумного электромотора – он быстр, технологичен и доступен каждому. Это же так здорово, что не нужно платить за бензин, у него нулевой выхлоп и скорость, почти как у мотоцикла. Одна лишь проблема – безопасность. Как для водителя, так и для окружающих.

Электросамокаты уже давно не будущее, а реальность. В Интернете, в торговом центре – мощные и не очень, на любой вкус.

Сергей Кивалкин – наш гид в мир электросамокатов, и он предупреждает: "Плюсы и минусы мотоциклов мы сейчас обсуждать не будем, но то, что самокаты менее безопасны, – это стоит подчеркнуть".

Это у них называется "крутая катка": на скорости 80-100 километров час стоящий на перекладине с колесиками человек несется по дороге. По тротуарам, по местам общественного пользования. Как следствие, даже если он подготовленный, то рано или поздно обязательно ошибется и упадет.

У Ангелины – ушибы, сотрясение мозга, челюсть скреплена титановыми болтами, и все это – результат прогулки на арендованном электросамокате, который словно сошел с ума.

"Под конец пути он резко ускорился до 26 километров. Я нажала на тормоза аккуратно, он заблокировал переднее колесо, заднее продолжило движение, и меня выкинуло с самоката", – вспоминает Ангелина Радионова.

А это уже Новосибирск. Девушка на электрическом двухколесном сбивает пешехода.

В Краснодаре машина сносит подростка, переезжающего пешеходную дорожку.

В Кирове – драка на проезжей части. Мужчина на электросамокате разозлил водителя тем, что не шел по пешеходному переходу, а ехал. В результате драки пострадали оба.

В Москве в первый же день катания Елена сломала обе ноги (со смещением). Травматолог Вадим Пархалин, не покладая молотка и медицинского зубила, латает самокатчиков. Спас и ее. Но Елена смотрит на свой предательский сигвей все еще с любовью – ждет, когда кости срастутся.

"При падении или при попадании такого устройства в другого человека чаще всего люди имеют черепно-мозговую травму, 30% – переломы рук, 30% -переломы ног, 10% приходятся на переломы позвоночника, ребер. Это уже тяжелая травма, представляющая серьезную угрозу для жизни", – отметил Александр Губин, директор НМИЦ травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова.

Непобедимая ни чем любовь россиян ко всему высокотехнологичному, в том числе и к электроскутерам, и к сигвеям, и к электросамокатам – трициклам. В России высокий спрос на технологии, а спрос опережает регламент и регулирующее законодательство.

Согласно самым последним исследованиям, Россия, в частности, Москва, является лидером по предоставлению мобильных платежей в банковской сфере и как критерий этого технологизма электросамокаты, которые вы не сможете взять, даже если у вас есть наличные деньги, – только через электронное приложение. И тут возникает свобода, вы становитесь неуправляемым королем московских дорог.

И не только московских. Группа бесчинствующих подростков – тоже на электросамокатах, взятых в аренду, – грубо гоняла по тротуарам, сбивая прохожих, а человека, который им сделал замечание, подростки жестоко избили. Питерский врач и писатель Валерий Айрапетян призывает законодателей принять меры: "Необходимо это дело прекратить либо внести его в правовое поле".

А в МВД это называют средствами индивидуальной мобильности. Такие электросредства регламентируются частично, если мощность выше 250 ватт, значит, элеткросредство приравнивается к мопеду и нужны права, а все что ниже – это уже пешеходы.

"Мне кажется, что надо смотреть стандарты по этим моторчикам. Потому что иногда они развивают просто такую скорость… Я сам видел, что одна девушка сильно травмировалась", – сказал Павел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству.

"В любом случае это нарушение будет пресечено. Как минимум сотрудник полиции должен остановить такого человека на самокате", – подчеркнул Дмитрий Митрошин, начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России.

Правда, уж совсем нелепые ДТП – такие, как с нетрезвым артистом Мариинки, двигавшимся на электросамокате по тротуару, – пресечь будет трудно. Давид Залеев упал и ударился головой, сейчас он в медикаментозной коме. На тротуаре он по закону пешеход, и даже если есть у него права, его нарушение не нарушение, хоть и управлял он транспортным средством.

Мэр Москвы Сергей Собянин ждать подобного случая в столице не желает и меры принял. Мэрия Москвы отреагировала молниеносно: теперь каждый такой самокат будет ограничен по скорости до 15 километров в час.

Но аренда электросамокатов есть не только в Москве – по всей стране их около 15 тысяч. Перепрошить их – сложная задача.

"Либо у нас будет в договоре прописано, что человек не может кататься в этих зонах и менять в самокате настройки, либо мы поменяем настройки, чтобы самокат ехал максимум 15 километров в час везде", – сказал Ефрем Сенеренко, владелец компании по прокату самокатов.

Остаются еще и самодельные самокаты и мопеды, ездят на них везде, в том числе и при скоплении народа. Кто будет перепрошивать их мозги?

В Париже мэр 13-го округа объявил войну самокатчикам после того, как один сбил женщину с малышом на руках. В прошлом году во французской столице погибли 5 человек.

В британской столице – вообще полный запрет на электроскутеры, но с 7 июня он будет снят, скорость самокатов ограничат принудительно до 12,5 километра в час, и перед первой арендой желающий прокатиться по Лондону будет обязан пройти онлайн-курс по технике безопасности.

Но, судя по мерам, единственное действенное решение, если, конечно совсем не запрещать, – это ограничивать скорость движения в общественных местах.