Тающие арктические льды отравляют океан

Таяние арктических льдов приводит к тому, что в океане повышается концентрация ядовитых веществ.

Фото Willian Justen de Vasconcellos/Unsplash.

Так называемые "вечные" химикаты накапливаются в солёной воде. Она, в свою очередь, долгие годы превращалась в ледяной панцирь планеты. Однако таяние льдов ускоряется, а вместе с ним повышается концентрация токсичных веществ в морской воде.

Пер- и полифторалкильные соединения (PFAS) также называют "вечными" химикатами, потому что они не распадаются в окружающей среде. Они присутствуют в самых разных материалах и изделиях, так как эти химические вещества защищают их, к примеру, от огня или пятен.

Недавно исследователи из Ланкастерского университета обнаружили эти вещества в поверхностной морской воде рядом с тающими арктическими льдами Баренцева моря.

Концентрация PFAS там оказалась почти в два раза выше, чем в Северном море, хотя Баренцево море расположено в стороне от густонаселённых европейских городов, а точнее, удалено от них на тысячи километров.

Учёные провели исследование, которое показало, что эти химические вещества попали в столь отдалённые от цивилизации места не с морской водой, а с атмосферными осадками (снегом), что привело к их накоплению во льдах Арктики.

Получается, химикаты путешествуют в атмосфере планеты на огромные расстояния, результатом чего является загрязнение Арктики.

Между тем таяние арктических льдов происходит с каждым годом всё быстрее. Этот процесс высвобождает опасные химические соединения, которые смешиваются с окружающей эти льды морской водой.

PFAS, также известные как фторсодержащие поверхностно-активные вещества, применяются при производстве фторполимеров, таких как тефлон, водоотталкивающих покрытий для упаковки, в пищевой и текстильной промышленности, а также в производстве пены для пожаротушения.

Один из видов этих химикатов — перфторалкильные кислоты (ПФАК) — чрезвычайно стабилен и не разлагается в окружающей среде, что приводит к его накоплению в организме.

Эти вещества попадают в пищевые цепочки благодаря тому, что легко связываются с белками. При этом известно, что они опасны для здоровья человека и других живых существ.

К примеру, перфтороктановая кислота (ПФОК) связана с повреждением печени у животных. В свою очередь перфтороктансульфоновая кислота (ПФОСК) негативно влияет на эмбриональное развитие человека и других млекопитающих.

Чтобы понять, как именно PFAS распределяются внутри арктического льда, учёные создали искусственное покрытое льдом "море" в лаборатории Университета Восточной Англии.

Исследователи обнаружили, что PFAS, как и другие органические загрязнители, будет скорее содержаться в соляном растворе (очень солёной морской воде), чем непосредственно в кристаллах льда.

Но при образовании ледника химикаты не остаются в океане и всё-таки попадают в лёд: они накапливаются в микроскопических полостях с жидкостью, вмороженных в ледник. Ведь чем старше арктические льды, тем концентрированнее соляной раствор в этих полостях.

Получается, в толстых многолетних глыбах льда (паковый лёд), образуются небольшие области, богатые ядовитыми веществами.

Выпадающие на ледник осадки дополнительно снабжают его токсичными соединениями. Химические вещества из снега попадают в "лужи" соляного раствора, которые появляются на поверхности льда при его продолжительном таянии. Так и образуется адская химическая смесь, которая представляет особую опасность для морских экосистем.

Поясним: в нижней части ледяных глыб проходят "каналы" с соляным раствором, которые являются уникальной средой обитания организмов, составляющих основу морской пищевой цепи. Вместе с талой водой с поверхности загрязнённый соляный раствор может попадать в эти каналы, в буквальном смысле отравляя жизнь этих организмов и нарушая естественные процессы их жизнедеятельности.

Если бы многолетний лёд оставался стабильным, химические вещества в нём волновали бы учёных гораздо меньше. Однако авторы исследования отмечают, что на сегодняшний день из-за глобального потепления в Северном Ледовитом океане преобладает молодой однолетний лёд.

Соляной раствор в таких льдах гораздо подвижнее, он чаще смешивается с выпадающим снегом и становится причиной неестественно высоких концентраций PFAS в океане.

Новое исследование было опубликовано в издании Environmental Science & Technology.

Работы наподобие этой помогают выявить основные опасности, связанные с изменением климата, а также динамику распространения опасных химических веществ на планете.

Исследователи надеются, что опасные соединения, способные накапливаться подобным образом, будут в итоге запрещены на международном уровне.

Напомним, ранее мы писали о том что на будущее Арктики может повлиять ядовитый фитопланктон. Также мы сообщали о том, что потеплевшую Арктику могут захватить растения.

Писали мы и о том, что вредные химические вещества даже спустя десятилетия после их запрета влияют на здоровье людей. Так, совсем недавно в крови беременных женщин было обнаружено 55 новых химикатов, причём исследователям пока неизвестно, как они туда попали.