Американские откровения: США не собирались уходить из Кабула

Пробивать дорогу в аэропорт ни своим, ни чужим американцы не могут, расписывается в бессилье министр обороны США. Хотя в Афганистане сейчас у Пентагона десятитысячный контингент – это в четыре раза больше, чем до начала вывода войск.

Американский президент Джо Байден продолжает убеждать страну, что кризис в Афганистане – это вообще не повод для беспокойства. по крайней мере, для Штатов. В интервью ABC он заявил, что пока никто из граждан США там не убит. Выпадающие из самолета афганцы не в счет. Далее Байден не исключил, что "Аль-Каид (запрещена в РФ)а" (запрещена в России) вернется в Афганистан гораздо быстрее, чем предполагали, но все вопросы по этому поводу к талибам. По мнению главы Белого дома, настоящая угроза для Америки сейчас исходит не оттуда, а из Сирии и Восточной Африки. Что стоит за странной логикой американского лидера?

Байден шел к телекамерам в тишине. Журналисты до последнего ждали, что верховный главнокомандующий хоть словом обмолвится о ситуации в Афганистане, но президент рапортовал только о вакцинации против COVID-19. Отчитался и поскорее на выход. Вопросы про Кабул и талибов летят в спину.

Разговорчивее Джозеф Байден будет с тем, кто лишнего не спросит. С Джорджем Стефанопулосом у него большое интервью, но и этот преданный журналист не обходит стороной жуткие кадры, когда за улетающие американские самолеты цепляются и не могут удержаться отчаявшиеся афганцы.

"Мы все видели эти кадры, сотни людей, облепивших C-17. Мы видели, как афганцы падали", – намекает на вопрос журналист.

"Это было 4-5 дней назад", – отвечает Байден.

Высказывание в духе "это было давно и неправда" вполне вписывается в линию официального Вашингтона. Сказал же накануне представитель Пентагона, что из США трудно разглядеть, что происходит в Афганистане. Обвиняли в провале то бывшую администрацию Дональда Трампа, то свою плохо информированную разведку.

"Вы не думаете, что с этим выходом (из Афганистана) можно было бы справиться лучше, не совершая ошибок?", – уточняет у Байдена Стефанопулос.

"Нет, я не думаю, что с этим можно было бы справиться лучшим образом, – ответил президент США. – Если мы оглянемся назад и посмотрим, можно ли каким-то образом было выбраться без последующего хаоса, я не знаю, как такое возможно. Я не знаю, как это можно было сделать лучше".

Из страны уже вывезены 6 тысяч граждан США, еще 15 тысяч – в листе ожидания. Плюс американцы готовы забрать с собой от 50 до 65 тысяч человек, которые помогали им бороться с талибами. Для эвакуации только Пентагон направил 10 военных транспортников. Плюс самолеты союзников по НАТО – Италии, Великобритании, Германии. Они могут увезти сотни человек, а вылетают из Кабула даже не полупустыми. На борту практически нет пассажиров.

The Daily Mail пишет, что накануне аэробус, присланный немцами и рассчитанный на 150 пассажиров, увез всего 7 человек. На борт австралийского Hercules поднялись только 26 пассажиров, вместо 120. Талибы просто не дают подъехать к аэропорту. Посольство США в Афганистане пишет на своем сайте о бессилии всемогущего Вашингтона.

"Правительство США не может обеспечить безопасный проход в международный аэропорт Хамида Карзая", – отмечается на страничке американского посольства в Кабуле.

Но американским дипломатам из Вашингтона как будто виднее: и замгоссекретаря успокаивает соотечественников, застрявших в Афганистане, цитируя талибов.

"Талибы сказали, что дороги открыты, что люди могут передвигаться. Мы слышали все истории о контрольно-пропускных пунктах, домогательствах, трудностях, пробках на дорогах, мы пытаемся решить эти проблемы. Я скажу, что, несмотря на препятствия, многие-многие афганцы всех категорий находят свой путь в аэропорт", – говорит в американском Госдепе Венди Шерманн.

Пробивать дорогу в аэропорт ни своим, ни чужим американцы не могут, расписывается в бессилье министр обороны США. Хотя в Афганистане сейчас у Пентагона десятитысячный контингент – это в четыре раза больше, чем до начала вывода войск.

"Так что, похоже, вы говорите, что это зависит от дипломатических переговорах с талибами. Вот и все, – отмечает глава Пентагона Ллойд Остин. – Наш единственный вариант: заставить их согласиться на это".

"Позвольте мне кое-что добавить: у нас есть пара контрольных пунктов на въезде", – отмечает Марк Милли.

За стушевавшегося министра обороны говорит председатель объединенного комитета начальников штабов. Американскому генералитету еще зададут немало неудобных вопросов. Наверняка спросят и о базах данных, которые попали в руки талибов. Они получили имена и биометрические данные афганцев, которые работали на США.

Известный в Америке бизнесмен Джо Лонсдейл рассказал, что талибы сделали с одним из переводчиков.

"Переводчика-афганца, которого я знал многие годы, вчера вечером талибы повесили. Они выжгли на его груди номер его американского удостоверения. Они отрубили ему руки. Его десятилетняя дочь была спасена", – пояснил Лонсдейл.

"Война в Афганистане была, если быть до конца честными, предательством афганцев. Наши лидеры дали им обещания, которые, как они знали, они не смогут сдержать. Благородные страны так не поступают. Это позорно", – констатирует американский обозреватель Такер Карлсон.

На фоне афганской катастрофы рейтинги президента Байдена летят вниз. Критикуют его уже и однопартийцы, и верные демократам СМИ. Но в авангарде оппозиция и в выражениях республиканцы не стесняются.

"Нет способа избежать этого хаоса? Это наглая ложь. Джо Байден так же нечестен, как и импотент", – бросает перчатку в президента американский политик-республиканец, поверенный, занимающий должность младшего сенатора США от Арканзаса с 2015 года Томас Брайант Коттон.

"Это такая пощечина тысячам американцев, все еще находящимся в Афганистане. У него не было плана, у него нет срочности, и он не возьмет на себя ответственность", – сожалеет бывший губернатор Южной Каролины Никки Хейли, говоря о 46-м президенте Соединенных Штатов.

Тем удивительнее звучит интервью Байдена, в котором он признает заслугу предшественника. По словам действующего президента, бывший хозяин Белого дома смог договориться с талибами о неприкосновенности американских войск во время вывода контингента. На доброе слово в ответ можно не рассчитывать.

45-й президент США камня на камне не оставляет от 46-го за то, как совсем не триумфально приемник уходит из Афганистана.

"Это ужасное время для нашей страны, – подчеркивает Дональд Трамп. – Я не думаю, что за все эти годы нашу страну когда-либо так унижали. Я не знаю, вы бы назвали это военным поражением или психологическим поражением? Никогда не было ничего подобного тому, что произошло здесь. Никто никогда не справлялся с выводом сил хуже, чем Джо Байден. Я считаю, что это величайший позор в истории нашей страны".

У Трампа были свои планы на Афганистан. Поделился ими бывший министр обороны Кристофер Миллер. Обещание предыдущей администрации вывести контингент к 1 мая 2021 года он, по сути, назвал блефом. Американцы рассчитывали или отправить в отставку президента Ашрафа Гани или заставить его разделить власть с талибами.

Мы собирались сильно надавить на Гани и заставить его пойти на сделку с талибами. Это было бы неприятно. Это не было бы здорово. Но плана просто уйти не было, – поясняет Кристофер Миллер. – Там было бы новое правительство. "Талибан" (запрещена в РФ) (запрещенное в России движение) уже не существовал бы как независимая организация. Вся идея заключалась в том, что талибы согласятся продлить присутствие сил США в целях борьбы с терроризмом. Мы бы назвали это "помощь в сфере безопасности", чтобы они могли сохранить лицо".

Миллер утверждает, что Байден, не разобравшись в планах, ошибочно объявил о выводе войск. Возможно, и сам президент уже пожалел о своем решении. В интервью он сказал, что не верит в то, что талибы за 20 лет войны изменились.

19 августа в Белом доме президент Байден и вице-президент Камалла Харрис встречаются со своей командой по национальной безопасности. Докладывать им будут о положении дел в Афганистане. А дела там настолько плохи, что официальный Вашингтон не исключает возвращения в страну "Аль-Каиды". Станет ли это поводом для возвращения американских солдат, вопрос открытый.