Ледокольный флот или попил бюджетов: зачем Украине английский пенсионер


Wikipedia

Теперь каждый год в бюджете Украины будет строчка: деньги на ремонт ледокола. А это как минимум шесть с половиной миллионов долларов. Киев купил ледокол, а по сути – ржавое британское корыто. Куда будет на нем плавать? Или мы чего-то не знаем?

"Под желто-голубым флагом он прибыл в одесский порт". Отчет – исполненный гордости – от украинского министерства образования. Ведомство заявило, что страна наконец-то заполучила первый за все годы независимости ледокол, который станет флагманом научного флота.

В новости судно называют легендарным, хотя, конечно, в данном случае было бы правильнее сказать устаревшим. Речь идет о корабле, который в своё время активно использовала антарктическая экспедиция Великобритании. Ну а теперь вместо заслуженной пенсии – "Джеймс Кларк Росс" отправили на Украину.

Причем отправили не в качестве гуманитарной помощи, а за пять миллионов долларов. Но траты Киева на этом вовсе не заканчиваются. Как пишет украинская пресса, на обслуживание ледокола в год будет уходить больше, чем стоила его покупка. Суммы начинаются от шести с половиной миллионов долларов. В общем, скептики в связи с этим справедливо вспоминают выражение: "если хотите разорить небольшую страну, подарите ей крейсер".

Хотя всё в том же Минобразования рассчитывают на некие "новые возможности", которые теперь открываются перед Незалежной.

Может, Киев готовит пути отхода для вип-клиентов, если страна без газа заледенеет? Нет, скорее всего, здесь другая мотивация.

Он едва успел войти в порт Одессы, а уже сразу что-то расколол. Пока, правда, только украинское общество. Покупкой судна, мягко говоря, не все остались довольны.

"Стоил пять миллионов долларов. обслуживание около шести миллионов баксов в год. Есть вопросы: зачем он нужен?", – интересуется пользователь Андрей Кривонос.

Хороший вопрос! Давайте разбираться. Итак, "Джеймс Кларк Росс" – это дизель-электрический ледокол, построенный в далеком 1990 году. Он долгое время оставался флагманом научного флота Соединенного Королевства. Как ледокол характеристики имеет скромные: справляется со льдом толщиной не более 1 метра. Его сверстники из России в те годы кололи и двух, и трехметровый слой.

В первую очередь, судно было интересно как научная лаборатория. Но ключевое слово здесь – "было". Британцы скрутили с него оборудование перед отправкой на Украину.

"Украина имела в свое время научный потенциал, производственный потенциал. И вполне вероятно, что ученые, которые там еще остались, хотят участвовать в международном процессе. Видимо, единственный вариант включиться в эту гонку – купить подержанное судно", – считает Дмитрий Литовкин, ответственный редактор "Независимого военного обозрения".

На судне Украина будет возить людей на свою единственную станцию в Антарктиде – "Академик Вернадский". Её, кстати, в 96-м тоже подарили британцы. Ранее ездить туда приходилось на попутках – фрахтовали корабли других стран. База располагается на острове Галиндез, это одна из самых теплых точек континента. И, возможно, вообще единственное место, где может ходить ледокол "Джеймс Кларк Росс". И то не круглый год, а только с октября по июль.

Ну а исследования в Антарктике собираются проводить те же самые, которые сейчас проводят все большие мировые игроки. То, что нынче модно.

"Когда задают вопрос, а какая здесь экономическая выгода? – говорят: изучение климата, изучение Антарктиды. Да, да, изучение – никто не спорит. Но как Украина может на этом заработать? Никак, совершенно", – уверен Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

Впрочем, не исключено, что вместо Украины зарабатывать на ледоколе будут украинские чиновники. Незалежная любит собирать морской металлолом. Буквально месяц назад, точно так же, в дар от Бельгии страна получила еще одно научное судно – "Бельгика", аж 84-го года постройки!

А ранее с барского плеча от американцев украинским ВМС перепали списанные катера класса "Айленд". Казалось бы, зачем? Ведь старые суда надо постоянно ремонтировать. Но, возможно, в этом и смысл?

"Я так понимаю, что теперь каждый год в бюджете Украины будет строчка: деньги на ремонт ледокола. И вроде как бы надо: вот у нас же есть ледокол! Но, так как эти деньги будут проходить через кучи оффшорных счетов, то в конечном итоге – да, ледокол будут ремонтировать. Даже может такое случиться, что он даже не будет особенно плавать. Но деньги будут растасканы", – полагает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

В чем-то украинских ученых понять можно. База "Академик Вернадский" – место интересное. На ней, помимо научного оборудования, есть еще бар! Самый южный на планете. Все, как положено: стойка, бильярд, столики.

Девушкам наливают бесплатно, если они оставят в баре часть своего гардероба. В общем, можно хоть туристов возить, хоть самим чудесно проводить время.