"Учитель года": особая формула и закон притяжения

Прошедшая неделя стала неделей учителей. 5 октября отметили профессиональный праздник более 1 миллиона российских педагогов. В этот день были подведены итоги Всероссийского конкурса "Учитель года".

Всю неделю в единственной школе сельского поселения Агалатово следили за перемещениями по столице своего любимого учителя математики и информатики. Мария Тимченко вошла в число 15 лучших педагогов России и поехала в Москву

Мария Александровна не только вошла в число лучших, она еще и получила два специальных приза – за бережное отношение к русскому языку и за мастерство в использовании информационно-коммуникационных технологий в школе. О том, как уберечь детей от опасностей виртуального мира, она спросила президента: "Меня как учителя и родителя, конечно, волнует безопасность учеников при взаимодействии с информацией в Интернете".

"Мы знаем, что, к сожалению, всякие бессовестные люди, которые не думают ни о чем, кроме наживы, используют Интернет для извлечения прибыли по максимуму. И, извините за моветон, плевать они хотели на судьбы людей и детей. Поэтому здесь и доведение до суицида, и детская порнография. Хорошо, что наши интернет-компании и мультимедийные компании недавно создали такую общественную организацию и тоже обратили внимание на эту сторону их деятельности, чтобы обеспечить интересы наших детей. Всячески будем это поддерживать, помогать этому", – заверил Владимир Путин.

Всего в России больше миллиона педагогов. На финал в Москву пригласили 85. Окончательный выбор сделать было нелегко.

"Учитель года" может быть только один. Екатерина Костылева из Тюмени стала абсолютным победителем, но некоторые преференции решили распространить на всю пятерку финалистов. Все пятеро станут советниками министра просвещения.

Екатерина Сергеевна Костылева по первому образованию физик-нефтяник. Она знает, как действует закон притяжения между учителем и учениками, при каких условиях работает закон тяготения учеников к знаниям.

"Очень важно, чтобы у учителя была формула "любовь + методика", чтобы он любил детей, был готов их принимать, любил свою профессию и с радостью входил каждый день в школьные двери, но при этом обладал теми навыками и компетенциями, которые позволят детям быть востребованными специалистами и счастливыми людьми в будущем", – уверена Костылева.

В пятерке лидеров и Мария Голованова из Казани. Она придумала, как математика поможет детям выучить английский. У нее – только одно непреложное правило: "Я не учу своих детей, это мой принцип. Но материнство помогает быть хорошим учителем. А быть педагогом помогает быть хорошей мамой".

Для Хабаровска попадание в пятерку лучших их педагога по истории Дмитрия Морозова – это историческая победа. Таких результатов еще не добивался ни один учитель этого дальневосточного края.

- Чему должен научить учитель?

- Быть инициативным, потому что это важно для детей, живущих в мире, который постоянно меняется, мы не знаем, что будет через год, – считает Дмитрий.

Кстати, стена кабинета истории, где преподает Дмитрий Морозов, красноречиво свидетельствует: он относится к профессии неформально. Монументальное полотно даже директор школы увидела только перед 1 сентября. Но смогла понять и простить. Дмитрий Морозов мечтает, чтобы в Хабаровске тоже появился свой исторический парк, как в Москве. А его ученики получили новую возможность развивать критическое мышление. Об этом он рассказал на встрече с президентом: "Очень важно, чтобы ребята, которые живут на Дальнем Востоке, знали и понимали, что Дальний Восток не значит далекий".

"Конечно, очень важно знать, что где происходило, когда происходило, знать даты, имена. Это важно. Эти даты нужны для того, чтобы понять, в какое время что происходило, как складывалась ситуация, перед какими вызовами стоял наш народ, какими средствами решал стоящие перед ним задачи и к чему это приводило потом. Тогда мы более осознанно будем воспринимать сегодняшний день и будем понимать, что и как мы должны делать сегодня для того, чтобы обеспечить завтрашний день", – заявил Владимир Путин.

Видеовизитку "Учитель на высоте" Анастасии Викторовны Шрамко из Ставрополя только в ее Instagram посмотрели больше шести тысяч раз. Это в четыре раза больше, чем учится в ее родном лицее №14.

"Я являюсь блогером. иду вперед. Важно, чтобы они шли за мной. То есть я здесь в позиции не отстающего, а опережающего, старшего товарища, учителя. Я тоже пошла в социальные сети, чтобы изнутри понимать, что им интересно, о чем я могу с ними говорить, от чего я могу их предостеречь", – сказала Анастасия.

Анастасия Викторовна ведет собственный аудиоподкаст под названием "Из школы с любовью". И блогеры ставропольского лицея ее не забыли.

"Это очень трудно, когда человек, которого мы безумно любим, не рядом с нами. Мы старались всячески поддерживать ее через блог лицея, писали, звонили", – сказали ребята.

Именно в Ставрополь уедет специальный приз детского жюри конкурса "Учитель года" – маленький хрустальный пеликан. Работа учителя – это урок на всю жизнь, с ностальгией вспомнил теперь уже бывший преподаватель информатики премьер-министр Михаил Мишустин.

"Я преподавал информатику в течение года в одной из небольших школ. Меня очень попросили, поскольку там не было учителя, и я ездил достаточно далеко на электричке для того, чтобы помочь. В начале я думал, что это будет на месяц, два, но ребята, которые за партами были, сказали: вы нас бросите? Вот я их не бросил, довел до конца, но это был 10-й класс. Глаза детей, которые верят наставнику и педагогу, дают такой мощный стимул, что на всю жизнь человек, если он стал педагогом, сохранит в себе это и будет наставником", – отметил Мишустин.

Тем более что требования детей к учителям на протяжении поколений практически не меняются. По мнению школьников, учитель должен быть добрым, не ставить двоек, справедливым, честным, понимать детей и входить в их положение, любить свою работу. Чтобы добиться взаимности, учителя и соглашаются ходить в школу не 10 лет, а всю жизнь.